Мосты

Санкт-Петербург, или как его зачастую называют «Северная Венеция», представляет собой город, построенный на островах. Центральная часть его переплетена сетью каналов и рек, через которые перекинуто множество красивых, уникальных в своем роде, мостов. Недаром Петербург славится на весь мир своими разводными мостами. Но и неразводные мосты, к слову сказать, тоже заслуживают внимания, поскольку также являются великолепными творениями мостостроительного и архитектурного искусства. Своими именами и историей они составляют неотъемлемую часть города и являются его полноправными жителями. В общей сложности, в северной столице нашей Родины, включая пригороды, насчитывается около 800 мостов различных конфигураций и типов.

Подобное обилие и разнообразие мостов и мостиков совсем не удивительно для Петербурга, расположенного на островах. Однако первоначально в истории города наблюдалось полное отрицание мостостроительной практики. Основатель Санкт-Петербурга, Пётр I, требовал от горожан преодолевать водную стихию на лодках или в особых случаях на паромах, желая тем самым приучить петербуржцев к воде. Интересно, что в 18 веке по рекам и каналам города курсировали самые настоящие венецианские гондолы.

Возведение мостов разрешалось лишь за редким исключением, и только на дорогах и улицах, необходимых для транспортировки важных грузов. Подобным исключением стал первый, построенный в 1703 году, Петровский (с 1887 г. - Иоанновский) мост, соединивший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим, где развернулось строительство Петропавловской крепости. Построен он был из дерева. Затем, так же в деревянном исполнении, в Петербурге появился Аничков мост, перекинутый через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка).

Нужно отметить, что и по сей день, в черте Санкт-Петербурга существует несколько деревянных мостов, перекинутых через Охту, Монастырку, Фонтанку, и даже 300-метровый 24-пролетный мост через Малую Невку - Большой Петровский. Деревянные мосты из клееных конструкций, сооружались и в наше время, так в 1980-х годах были возведены "Красный судостроитель" и Лаврский 2-й, выполненный в виде арки на устоях старинного моста постройки еще 1830-х годов. Этот мост стал настолько изысканным с художественной точки зрения, что попал под охрану государства как памятник инженерного искусства и архитектуры.

В дальнейшей практике строительства мостов стал применяться камень, выстроенные из которого мосты, стали поистине гордостью Санкт-Петербурга. К слову сказать, самые первые каменные мосты, такие как Эрмитажный, Прачечный, Верхне-Лебяжий, Каменный мост через канал Грибоедова, и по сей день украшают город.

С приходом 1786 года, когда Екатерининский парк Царского Села украсили небольшие пешеходные мостики, началась эпоха металлических мостовых сооружений. Первые эти мостики были выполнены по проекту Дж. Кваренги. На территории самого города железные мосты появились чуть позже, в 1793-94 годах, в резиденции князя Потемкина-Таврического, в нынешнем Таврическом саду. Эти интереснейшие парковые конструкции сохранились до наших дней практически в первозданном своем виде. Однако дальнейшего развития, при решении градостроительных задач, подобные сооружения почему-то не получили. Возможно, не случилось этого потому, что освоенный и высокоразвитый в России процесс чугунного литья, перехватил пальму первенства. Так, чугунное литье стало активно применяться при сооружении мостов сборной конструкции. Именно из этого материала в 1806 году по проекту архитектора и инженера В.И. Гесте был возведен Зеленый (Полицейский или Народный) мост, соединивший берега реки Мойки, и так гармонично вписавшийся в общую панораму Невского проспекта.

За довольно короткий промежуток времени, с 1806 по 1840 годы, в Санкт-Петербурге было выстроено сразу двенадцать чугунных мостов, перекинутых через малые водотоки города. Кульминацией чугунного мостостроительного искусства стало возведение первого постоянного моста через Неву - Благовещенского (Николаевского, ныне моста Лейтенанта Шмидта). Выстроен он был по проекту инженера С.В. Кербедза и архитектора А.П. Брюллова в 1850 году.

Новый этап в истории петербургского мостостроения начался с появлением небольшого пешеходного мостика с 15-метровым пролетом в Екатерингофском парке, в 1823 году. При его строительстве, автор сооружения, инженер П.П. Базен, применил использование железных цепей в качестве основной несущей конструкции. Такая система, впоследствии использующаяся при строительстве других петербургских мотов, получила название «висячей».

Строительство транспортного висячего Пантелеймоновского моста через Фонтанку, по проекту инженера В. Третера, началось так же в 1823 году. Проезжая часть этого 43-метрового сооружения была деревянной и подвешивалась к пяти кованым цепям с помощью железных подвесок. Таким образом, в конструкции были использованы свойства железа, способные воспринимать растягивающие усилия. Чугунные пилоны моста работали, напротив, на сжатие. В целом выстроенный мост получился ажурным, богато декорированным, с весьма живописным силуэтом. Еще более замечательный облик, приданный скульптурами и металлодекором, получил другой висячий мост – Египетский. Выстроен он был в 1826 году по проекту В. Третера и В.А. Христиановича. В период с 1825 по 1826 годы Санкт-Петербург приобрел еще три очаровательных висячих моста: Львиный и Банковский через Екатерининский канал и Почтамтский через Мойку.

В заключение, хочется уделить немного внимания небольшому мостику через канал Грибоедова в Коломне. Построенный в 1969 году, он стал первым алюминиевым мостом в Петербурге. Пролетное строение его выполнено из двух сварных алюминиевых труб, красиво изогнутых, диаметром 270 мм с наклонными стенками. Не исключено, что как и остальным мостам города, Коломенскому мосту уготована судьба памятника инженерного и архитектурного искусства.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

1-й Елагин мост
1-й и 2-й Лаврские мосты
1-й Инженерный мост
1-й Садовый мост
2-й Елагин мост
2-й Садовый мост
3-й Елагин мост
Аларчин мост
Английский мост
Аничков мост
Аптекарский мост
Армашевский мост
Атаманский мост
Балтийский мост
Банковский мост
Банный мост
Барочный мост
Бердов мост
Биржевой мост
Большеохтинский мост
Большой Ильинский мост
Большой Конюшенный мост
Большой Крестовский мост
Большой Обуховский мост
Большой Петровский мост
Большой Яблоновский мост
Борисов мост
Боровой мост
Бумажный мост
Варшавский мост
Верхне-Лебяжий мост
Вознесенский мост
Володарский мост
Газовый мост
Геслеровский мост
Головинский мост
Горсткин мост
Грааповский мост
Гренадерский мост
Гутуевский мост
Дворцовый мост
Демидов мост
Египетский мост
Екатерингофский мост
Ждановский мост
Зеленый мост
Измайловский мост
Иоанновский мост
Ипподромный мост
Ириновский мост
Итальянский мост
Кадетский мост
Казанский мост
Казачий мост
Каменноостровский мост
Каменный мост
Кантемировский мост
Карповский мост
Кашин мост
Кокушкин мост
Коломенский мост
Комаровский мост
Красноармейский мост
Красногвардейский мост
Краснооктябрьский мост
Краснофлотский мост
Красный мост
Кронверкский мост
Ладожский мост
Лазаревский мост
Лештуков мост
Литейный мост
Львиный мост
Мало-Калинкин мост
Мало-Петровский мост
Матвеевский мост
Могилевский мост
Молвинский мост
Молодёжный мост
Монастырский мост
Мост Александра Невского
Мост Белинского
Мост Декабристов
Мост Кораблестроителей
Мост Лейтенанта Шмидта
Мост Ломоносова
Мост Степана Разина
Мучной мост
Наличный мост
Нижне-Лебяжий мост
Ново-Калинкинский мост
Ново-Каменный мост
Ново-Кирпичный мост
Ново-Московский мост
Ново-Никольский мост
Ново-Петергофский мост
Обуховский мост
Пантелеймоновский мост
Певческий мост
Петропавловский мост
Пикалов мост
Пионерский мост
Подьяческий мост
Поцелуев мост
Прачешный мост
Предтеченский мост
Рузовский мост
Сампсониевский мост
Семеновский мост
Сенной мост
Силин мост
Синий мост
Смежный мост
Старо-Калинкин мост
Старо-Никольский мост
Старообрядческий мост
Сутугин мост
Таракановский мост
Театральный и Мало-Конюшенный мост
Торговый мост
Трёхчастный мост
Троицкий мост
Тучков мост
Уральский мост
Уткинский мост
Ушаковский мост
Финляндский мост
Фонарный мост
Харламов мост
Храповицкий мост
Шкиперский мост
Шлиссельбургский мост
Эрмитажный мост