Кокушкин мост

Кокушкин мост, расположенный через канал Грибоедова, соединяет собой Кокушкин и Столярный переулки. Названный так по фамилии купца Василия Кокушкина, дом которого находился на углу Садовой улицы и Кокушкина переулка, этот мост был построен в конце 18 века, одновременно с окончанием работ по возведению гранитных стенок на набережных канала. В то время, в 1790 году,  Кокушкин мост был деревянным, однопролетным и имел каменные, одетые в  гранит  опоры, а так же деревянное балочное пролетное строение.               

Интересно, что мост, именовавшийся долгое время двояко - и Кокушкин, и Какушкин, сумел получить не только историческое, но и литературное наследие, так как умудрился ни раз попасть на страницы произведений известных русских классиков. Так, в 1829 году, в знаменитой ответной эпиграмме на рисунок А.В.Нотбека,  А.С. Пушкин пишет:                  

Вот перешед чрез мост Кокушкин,

Опершись ж... о гранит,


Сам Александр Сергеич Пушкин


С мсье Онегиным стоит...

В другом случае, Кокушкин мост становится местом, с которого начинают развиваться события в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", происходящие затем в районе этого строения. Упоминание о Кокушкином мосте можно отыскать и в неоконченной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс», где автор рисует утро у Кокушкина моста: «По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, — да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивочной лавочке, когда оттуда вытаскивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например... у Кокушкина моста».               

Не обошел своим вниманием Кокушкин мост и сам Н.В.Гоголь. В конце 1829 года будущий великий писатель, а в то время еще никому не известный Н. В. Гоголь-Яновский, поселился в большом доме у Кокушкина моста, принадлежавшего в то время купцу и ростовщику И. Д. Зверкову. Вечером, после утомительной службы в департаменте, куда он устроился работать, Гоголь садился к окну, чтобы не жечь свечи, брал перо, и писал свои бессмертные шедевры. Так родились известные всему миру «Вечера на хуторе близ Диканьки». Характерная гоголевская черта – направлять своих героев в те же места, где побывал он сам, коснулась и дома Зверкова. В своих «Записках сумасшедшего», Гоголь приводит сюда Поприщина, причем тем же путем, каким сам обычно возвращался домой из департамента: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова».                

Такое притягивание мостом мыслей многих литературных деятелей, кажется даже мистическим. Подтверждением этому становится заявление заслуженного геолога России, кандидата геолого-минералогических наук Е.К.Мельникова, который утверждает, что под землей Петербурга насчитывается, по меньшей мере, 25 геоактивных зон, отрицательно влияющих на самочувствие, поведение и творческую энергию человека при длительном пребывании в этой зоне. Одна из подобных зон располагается в районе Сенной. Геологический разлом идет от этой площади до самого канала Грибоедова, и далее по нему до Вознесенского проспекта. Затем, поворачивая на Вознесенский, разлом проходит до Офицерской улицы, и следует обратно, до Сенной, образуя тем самым своего рода «Бермудский треугольник» Петербурга. В него целиком помещается охранная зона Достоевского, а значит, и Кокушкин мост, и Столярный переулок. Так, может быть, здесь и кроется секрет литературного притяжения великих русских писателей и мистических настроений созданных ими героев? Ответ остается загадкой. Но, вернемся от мистики к самому Кокушкину мосту, речь о котором здесь и ведется.               

В 1872 году Кокушкин мост капитально отремонтировали, при чем новое пролетное строение изготовили по образцу старой конструкции. В дальнейшем, вплоть до 1946 года, мост так же неоднократно ремонтировали, однако его внешний вид существенно не изменялся. Произошло это лишь в 1946-1947 годах, когда по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова, Кокушкин мост перестроили, из-за ветхого состояния деревянных конструкций и разрушения кладки опор, превратив его в однопролетное металлическое сооружение. Старые опоры моста были полностью разобраны, а в основание новых устоев забили по 170 свай. Пролетное строение моста стало состоять из восьми двутавровых сварных балок. Фасады моста декорировали стальными листами с прикрепленными к ним литыми фрагментами. Перильные ограждения отлили из чугуна и сделали на устоях, копируя ограждения набережных канала. Длина нового Кокушкина моста составила 19 метров, а его ширина – 13 метров. 

Текст подготовила Анжелика Лихачева