28 декабря 1895 года в кафе на бульваре Капуцинок в Париже братья Огюст и Луи Люмьер начали демонстрацию своего синематографа, имевшую необычайный успех. Эта дата вошла в историю как день рождения кино. О новом парижском аттракционе быстро узнали в европейских столицах, и аппараты Люмьеров, с помощью которых можно было снимать и демонстрировать фильмы, уже в феврале следующего года появились в Лондоне, Брюсселе, в апреле - в Берлине, в мае - в Вене, Петербурге, Москве, затем в Мадриде, Нью-Йорке, а к концу года новое изобретение попало в Японию, Индию, Австралию, Египет…
Первый киносеанс в Петербурге состоялся 4 мая 1896 года в летнем саду "Аквариум" на Каменностровском проспекте. Этот сеанс не был организован специально, десятиминутную подборку фильмов Люмьеров продемонстрировали публике в антракте музыкального спектакля. Сохранились свидетельства о том, что это были короткие документальные фильмы, которые уже имели успех в Европе - "Выход рабочих с завода", "Разрушение стены" и знаменитое "Прибытие поезда". Петербургская публика была в восторге.
Через несколько дней первый киносеанс состоялся в Москве, а летом этого же года фильмы Люмьера демонстрировались на Нижегородской ярмарке. Именно там синематограф увидел М. Горький, который оставил подробное описание своих впечатлений: "Вчера я был в царстве теней…Там звуков нет и нет красок. Там все…окрашено в серый однотонный свет… Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения". Подводя итог своим впечатлениям, писатель пророчески предрек "этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности…широкое распространение", но вместе с этим сделал неутешительный вывод: "раньше, чем послужить науке и помочь совершенствованию людей.. синематограф послужит Нижегородской ярмарке и поможет популяризации разврата".
Вход в сад Аквариум со стороны Каменноостровского
проспекта. Открытка начала 20 века
В том же 1896 году демонстрация фильмов братьев Люмьер началась в первом петербургском кинотеатре на Невском проспекте, 46. В первые годы в России зрители могли видеть только иностранные фильмы, в основном французские. Сами же французы, заботясь о популярности своего изобретения, стали снимать сюжеты из российской жизни. Так, уже в 1896 году французские операторы снимали коронацию Николая II, а затем стали появляться фильмы о донских казаках, о рыбной ловле в Астрахани, о добыче нефти в Баку, о визитах глав иностранных государств, о военных маневрах. Делались попытки снимать и художественные фильмы на сюжеты из русской истории, для этого французских актеров переодевали в старорусские боярские костюмы.
Александр Дранков
В 1907 году в Петербурге появилось "Первое синематографическое ателье А.О. Дранкова", хозяин которого, журналист и фоторепортер Александр Осипович Дранков, попытался наладить собственное производство фильмов. Дранков и до этого был известным в Петербурге фоторепортером: он удачно снимал Николая II, даже удостоился за это звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества", работал как журналист при Государственной Думе. Новое дело он начал с шумной рекламы: "Первое в России синематографическое ателье! Выделка лент для синематографов! События России и окраин! Виды городов и деревень!" Фильмы в ателье Дранкова продавались с указанием метража: "Торжественные похороны проф. Чупрова при громадном стечении народа" - 120м, 72 руб., "Виды Москвы и Московский Кремль" - 153 м, 91 руб., 80 коп.,"Свидание государя-императора с английским королем Эдуардом" - 500 м., 180 рублей.
Сцена из фильма Понизовская вольница
Стремясь быть первым в конкуренции с европейскими создателями кинолент, Дранков умудрялся попадать и в царский дворец, и в городские трущобы. Несмотря на запрет Льва Толстого снимать его, Дранков все же провел съемки в Ясной Поляне, и даже осмелился заявить во всеуслышанье, что писатель согласился написать для него сценарий.
Дранков первым в России попытался снимать и художественные фильмы. Сначала он замахнулся на трагедию Пушкина "Борис Годунов", видимо, решающей при выборе сюжета была возможность нарядить актеров в старинные русские одежды. Но закончить этот фильм не удалось, и отрывки из него демонстрировались под названием "Сцены из боярской жизни". Но Дранков все равно не оставил мысль снять, как бы сейчас сказали, "костюмный" фильм, и следующим стал сюжет песни "Из-за острова на стрежень", который в кинематографическом варианте стал назваться "Стенька Разин и княжна" ("Понизовская вольница").
Состав съемочной группы был чрезвычайно колоритным: сценарий написал Василий Гончаров, бывший служащий железнодорожного ведомства, режиссером - неизвестный нам Василий Ромашков, в операторских работах участвовал сам Дранков, актерами стали члены театральной труппы Петербургского народного дома. Специально для демонстрации фильма композитор И. Ипполитов - Иванов написал симфоническую музыку. Съемки фильма велись на озере Разлив. Актеры, наряженные в театральны костюмы, с огромными приклеенными бородами, старательно жестикулируя, изображали страсти, возникшие вокруг атамана Стеньки Разина из-за персидской княжны. Как и положено по сюжету песни, все заканчивалось бросанием княжны "в набежавшую волну". Между картинами были вставлены длинные титры для пояснения происходящего. Готовый фильм длился семь с половиной минут. Первая демонстрация "Понизовской вольницы" после шумной рекламы состоялась 15 октября 1908 года, и имела большой успех, несмотря на очевидную примитивность фильма.
Вслед за Дранковым в Москве съемки фильмов начинает Александр Ханжонков. Появление конкурента явилось для Дранкова неприятным сюрпризом, и он изо всех сил старается был лучшим, первым. На протяжении десяти лет соперничество Дранкова и Ханжонкова стало значительной движущей силой развития русского кинематографа.
Иван Мозжухин
К 1916 году в Петербурге существовали уже девять фирм по производству фильмов, 18 контор, занимавшихся прокатом, работали 144 кинотеатра, из них 30 только на Невском проспекте, при этом особенно были известны кинотеатры "Мулен-Руж", "Паризиана", "Пикадилли". Кино становилось все более популярным и более профессиональным: над производством фильмов работали хорошие режиссеры (Б. Глаголин, А. Чардырин), операторы (Н. Козловский, А. Рылло), в них стали сниматься ведущие актеры театров (К. Варламов, А. Вивьен, В. Давыдова, Ю. Юрьев). В первые годы основные сюжеты брались из русской классики, так, были "экранизированы" "Пиковая дама", "Мертвые души", "Дворянское гнездо", "Братья Карамазовы" и даже "Война и мир". Постепенно увеличивалось количество фильмов на современные сюжеты, но это были в основном мелодрамы, разбойничьи драмы, фильмы с сюжетами о всякой потусторонней силе. Появились популярные и любимые актеры - Иван Мозжухин, Вера Холодная.
Вера Холодная
Еще в 1908 году инженер Владислав Карпинский открыл на Каменноостровском проспекте свою фирму по производству фильмов. Для Петербурга это была вторая после ателье А. Дранкова кинематографическая студия. Хозяин назвал свою фирму "Омниум-кино", здесь снимали хронику, делали художественные фильмы, которые с удовольствием смотрели в Петербурге. После смены политической власти в стране все имущество "Омниум-кино" было передано Петроградскому кинокомитету. И именно здесь, на Каменноостровском проспекте, в бывшем саду "Аквариум", через несколько лет была создана новая кинофабрика, ставшая впоследствии знаменитой киностудией "Ленфильм".
1.Летопись российского кино. М., 2004
2. Юренев Р. Чудесное око. М., 1983
3. Сайт киностудии "Ленфильм"