Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Открытие трамвайного движения в Петербурге

В конце 19 века инженеры многих крупных городов мира работали над тем, чтобы использовать электричество для передвижения внутригородского транспорта. Не оставались в стороне и русские ученые: еще в 1880 году инженер-артиллерист Федор Пироцкий продемонстрировал владельцам конно-железных дорог столицы, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Одна из петербургских газет писала тогда: "..в 12 часов дня в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким в первый раз в России двинут вагон электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо - электрическая машина подвешена к вагону снизу". Обычный по внешнему виду вагон Пироцкий оснастил электродвигателем и устройством, которое позволяло менять скорость и направление движения вагона. Он сам и продемонстрировал многочисленным зрителям, как вагон без конной или паровой тяги тронулся с места, поехал по рельсам, потом внезапно остановился и без всяких видимых усилий с той же скоростью поехал назад. Инженер предложил желающим покататься, при этом выяснилось, что общий вес вагона с пассажирами совершенно не влияет на скорость движения. Новый вид транспорта получил название "трамвай" - от английского "tramway" (tram - вагон, тележка и way - путь).

  Трамвайное движение по льду Невы.
  Открытки начала 20 века

Владельцы конно-железных дорог поняли, что у их прибыльного бизнеса появился серьезный конкурент, и сделали все, чтобы не пустить в город новый вид транспорта. Их договор на эксплуатацию рельсовых дорог был заключен с властями города на тридцать лет, и до истечения срока этого договора никто другой не мог пользоваться колеями конно-железной дороги. Однако нашелся человек, который сумел этот договор обойти: в 1895 году трамвайные пути были проложены по льду Невы. Автором этой идеи оказался инженер М. Подобедов, основатель одной из первых в стране электротехнических компаний.

Поскольку Нева не была улицей, то формально монополия владельцев конки оказалась не нарушенной. В первый сезон, зимой 1895-1896 годов, были построены три линии трамвайной трассы по Неве: от Сенатской площади до Румянцевского сквера на Васильевском острове, от пристани между Зимним дворцом и Адмиралтейством до Мытнинской набережной на Петербургской стороне, от Суворовской площади до Большого Сампсониевского проспекта на Выборгской стороне. 

Трамвайные линии были однопутными, с разъездами в местах остановок, их электроснабжение осуществляли две небольшие электростанции компании Подобедова. Невский зимний трамвай работал вполне удовлетворительно, несмотря на то, что случались отдельные сбои, и в следующие зимы его движение по Неве возобновлялось. К трем маршрутам прибавился еще один - от Суворовской площади к домику Петра I.   

В 1898 году истек срок контракта с одним из акционерных обществ - владельцем некоторых маршрутов конно-железной дороги. Началась подготовка к эксплуатации в столице "наземного" трамвая. Проект, одним из авторов которого был инженер Генрих Графтио, был готов к 1904 году, через год началась подготовка к его реализации. Был объявлен конкурс, победителем которого стало американское электротехническое общество "Вестингауз", оно и получило подряд на проведение работ. Первая трамвайная линия прошла от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару через Благовещенскую площадь и Николаевский мост до Большого проспекта Васильевского острова. 16 сентября 1907 года по этой линии прошел первый трамвай, его вел сам инженер Графтио. Через месяц открылось движение по Садовой улице от Невского проспекта до Покровской площади, а к концу 1907 года - по Невскому проспекту от Николаевского вокзала до Адмиралтейства. В 1908 году в столице работали уже девять трамвайных маршрутов.

Трамвай на Невском проспекте. Открытка начала 20 века

Первые петербургские трамвайные вагоны были изготовлены английской фирмой "Бреш", позже их стали делать и на российских Коломенском и Мытищинском заводах. В первое время трамваи ходили без прицепных вагонов. Их сделали красивыми и броскими: снаружи нижняя часть вагона была красной, верхняя - белой. В красивую форму были одеты и вагоновожатый и кондуктор. Вначале попытались разделить вагон на два класса с разной оплатой за проезд, но быстро выяснилось, что это неудобно для всех.

Развитие трамвайного движения в Петербурге потребовало реконструкции улиц, укрепления мостов, создания трамвайных парков. Постепенно трамвай становился основным видом транспорта в столице. К 1917 году общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составила 200 километров, в городе работали 710 трамвайных вагонов.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Величенко М., Канторович Б. Трамвай и троллейбус Санкт-Петербурга. СПб., 1997
2. Годес Я.Г. Этот новый старый трамвай. Л., 1982
3. Засосов Д.А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910 годов. Л., 1991