Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Прокладка Большой першпективной дороги - будущего Невского проспекта

Молодая российская столица быстро росла, началось строительство Адмиралтейской верфи - крепости, продолжалась Северная война - все это требовало создания удобных и хороших дорог для подвоза строительных материалов, связи с другими городами России. В первое десятилетие существования города главной магистралью, которая связывала Петербург с Москвой и Новгородом, оставался Новгородский тракт, он проходил примерно по современному Лиговскому проспекту. Но чтобы добраться до него, жителям города приходилось пользоваться небольшими и неудобными дорогами, прямой же связи с невским берегом, с центром новой столицы не было. Поэтому в Петербурге впервые в России стали прокладывать прямые, как стрела, и достаточно широкие дороги, которые называли "першпективами" от итальянского "perspicio" - "ясно вижу", "проникаю взором".

Первая такая "першпектива" была проложена в 1715 году от строящегося Адмиралтейства до Безымянного Ерика (теперешней Фонтанки). Через реку построили подъемный мост, который стал предшественником современного Аничкова моста. Так появился первый участок будущего Невского проспекта. В 1719 году дорогу продлили - от Безымянного Ерика до современной площади Восстания.

В 1710 году начались работы по строительству Александро - Невского монастыря, что тоже требовало хороших подъездных путей. Документы архивов монастыря свидетельствуют о том, что к строительству удобной дороги к монастырю приступили уже в 1712 году, а к 1718 она была "проложена и управлена". Вначале отрезки будущего проспекта (назовем их "монастырский" и "адмиралтейский") не были единой магистралью, хоть и выходили оба к Новгородскому тракту. Адмиралтейский отрезок продлили по прямой до монастыря лишь в 1760 годах.

Новую дорогу стали называть Большой першпективной дорогой или просто Большой першпективой. Она была действительно достаточно большой по тем временам: протяженность ее составляла около 4,5 километров, а ширина около 20 метров. Такая дорога могла пропустить большое количество экипажей и повозок.

При жизни Петра вдоль Большой першпективы тоже начались строительные работы. Рядом с Адмиралтейством выросла Морская слобода, примерно на территории современной Дворцовой площади расположился Морской рынок, на углу Мойки был построен Мытный двор, а недалеко от него находился трактир "Петровское кружало". Там, где сейчас здание Казанского собора, были деревянные постройки госпиталя, на месте современного Гостиного двора находилась березовая роща, за Фонтанкой вдоль Першпективной дороги стояли домики Ямской слободы. Сама же Фонтанка была практически границей Петербурга: при въезде на мост через реку проверяли документы и поднимали шлагбаум.

Значение магистрали росло с каждым годом, поэтому и благоустройству ее стали уделять большое внимание. Есть свидетельства, что уже в петровское время дорогу пытались освещать фонарями с конопляным маслом. Горели такие фонари, правда, совсем неярко, да и зажигали их не каждую ночь.

Сохранилось впечатление одного из иностранных гостей Петербурга, датированное 1721 годом: "С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что до конца ее почти не видно…Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат.. и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал".

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:

1. Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. СПб., 2003
2. Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.
3. Чеснокова А.Н. Невский проспект. Л., 1985