Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Прорыв блокады

После успеха наших войск под Тихвином (освобожденным 18.12.41) Верховное главнокомандование рассчитывало деблокировать Ленинград силами Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов. С этой целью было задействовано много техники, людей, но прорвать блокаду не удалось - бои приняли затяжной кровопролитный характер. (Сломить вражеские укрепления удалось только на 2-х участках в районе Любани - к концу января 1942 г. 2-я ударная армия, подступив к Любани, вернула под свой контроль железнодорожную ветку Новгород - Ленинград и Новгород - Чудово).
С 08.11.41 Тихвин находился в руках противника. Вследствие чего осуществлявшееся до этого момента через него железнодорожное сообщение было прервано.

В течение 1942 г. существенных изменений на фронте под Ленинградом не произошло. В начале декабря 1942 г. ставка Верховного главнокомандования СССР утвердила план операции под кодовым названием "Искра" - по прорыву блокады Ленинграда. По замыслу надлежало встречными Операция Искра ударами 2-х фронтов: Ленинградского и Волховского разгромить противника в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера и тем же путем прорвать кольцо вражеского окружения. В операции по прорыву предусматривалось также участие артиллерии Балтийского флота. Прикрытие операции с воздуха возлагалось на 13-ю и 14-ю воздушные армии соответственно Ленинградского и Волховского фронтов, а также авиацию Балтийского флота. (Всего для участия в прорыве блокады было привлечено около 900 боевых самолетов).

12.01.43 войска Ленинградского и Волховского фронтов одновременно перешли в наступление на Шлиссельбургско-Синявинском направлении. Форсировав по льду Неву и преодолев оборонительную полосу (минные и проволочные заграждения, огневые точки дотов и дзотов) 18.01.43 в 9.30 на восточной окраине Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. К концу дня произошли встречи и других соединений наших войск. В этот же день был освобожден Шлиссельбург (особенно упорными были бои в самом городе). Блокада была прорвана. На очищенном от врага южном побережье Ладожского озера образовался сухопутный коридор для сообщения с Большой землей.

В образовавшемся прорыве шириной 12-13 километров (простреливаемом с Синявинских высот противником) железнодорожники в кратчайшие сроки проложили рельсовые пути длиной 33 км и 1300-метровый мост через Неву от платформы "Поляны" до станции "Шлиссельбург". Эту дорогу ленинградцы окрестили Дорогой победы. В ночь на 06.02.43 по ней (после полуторагодового перерыва) к Финляндскому вокзалу прошел первый поезд из неоккупированных территорий.
Поезда, доставлявшие в Ленинград продукты, топливо, оружие и боеприпасы по этой трассе следовали ночью непрерывно (с 10-минутными промежутками). До февраля 1944 года, когда открылось сообщение по железной дороге Москва-Ленинград, по этой дороге прошло в общей сложности 100 000 вагонов.

Текст подготовила Анна Тирле