Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Создание Смольного монастыря

В 1744 году Елизавета приказала построить вдали от города  в излучине Невы  монастырь, в котором по ее замыслу   должны были воспитываться девушки из благородных семей. Официальное первоначальное название обители - "Воскресенский Новодевичий монастырь", однако со временем он стал именоваться просто Смольным  монастырем.  Название "Смольный" связано с историей этого района города: при Петре I здесь находился Смоляной двор, где хранили смолу и готовили деготь для  строительства кораблей.  Построенный неподалеку загородный дом Петра стали называть  Смольным домом.

Заказ на возведение  монастыря получил Растрелли. Ему было  предписано  возвести здесь небывалый по красоте и величию монастырский ансамбль  с огромной колокольней.  Почти четыре года архитектор работал над проектами монастыря, и только летом 1748 года  состоялась закладка келий,  а осенью этого же года - собора.  Проект собора архитектору пришлось переделывать несколько раз, потому что вначале предполагалось, что он будет одноглавым, а через некоторое время императрица  приказала  сделать его пятиглавым.  Только в 1750 году смогли приступить к  изготовлению модели собора.

Деревянная модель Смольного собора изготавливалась шесть лет, и сама по себе стала  настоящим  произведением искусства. Детали этой модели выполняли русские  плотники, присланные с партикулярной верфи, руководил же работой сам архитектор. Рассматривая эту модель сегодня,  мы можем точно представить, что монастырь, согласно замыслу,  должен был  стать ансамблем, в центре которого возвышается пятиглавый собор Воскресения Христова,  вокруг собора - корпуса с кельями,  покоями настоятельницы,   библиотекой,  четырьмя  меньшими церквями и грандиозной колокольней. Весь комплекс планировали обнести оградой  с башнями  по углам.

Когда изготовление модели собора было закончено, на нескольких подводах  ее перевезли к месту строительства и установили в специальной "модельной светлице". Теперь строители могли  работать, постоянно сверяясь с  моделью. Сегодня удивительная деревянная модель  Смольного собора   хранится в музее Академии художеств.

Посмотреть на то, как идут работы,  и на модель будущего монастыря в мае 1754 года  приезжала сама императрица.   Елизавета осталась  довольна.

На строительстве монастыря трудились  сотни мастеров, работы по забиванию свай выполняли солдаты. Сам Растрелли постоянно находился на стройке.  Жилые здания и малые церкви построили довольно быстро, сооружение  же собора шло медленнее.  Но особенно большие трудности возникли при возведении колокольни. Императрица хотела, чтобы  колокольня ее  собора была выше, чем колокольня Ивана  Великого в Московском Кремле, а колокол весил бы  около 12 тыс. пудов и был бы в диаметре  6,5 метров. 

Сначала искали мастеров, которые могли бы отлить такой  колокол, потом решали проблемы с тем, как поднимать такую громадину наверх.  Но грандиозной колокольне не суждено было подняться над Петербургом:   после смерти Елизаветы Петровны в 1761 году строительство прекратили,  а   когда императрицей стала Екатерина II,  она поручила архитектору Ю. Фельтену  просто завершить работы  в монастырском комплексе.

Смольный собор уже больше  двух веков  украшает Санкт - Петербург и  по праву считается не только самым совершенным творением Растрелли, но и одним из величайших шедевров мировой архитектуры.  Шли  десятилетия, менялась мода на архитектурные стили, но Смольный собор,  как истинное сокровище,  остается вне моды и вне времени.

 

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997
2. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт - Петербурга. СПб., 2000