Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

С середины 1920-х гг. количество возводимых в городе зданий ежегодно увеличивается. Наряду с крупными жилыми массивами в разных районах появляются монументальные общественные сооружения, многие из которых стали архитектурными центрами новых площадей и ансамблей. Их создание связано с именами таких архитекторов, как А. Гегелло, Д. Кричевский, И. Фомин, Н. Троцкий, Е. Левинсон, А. Никольский и др. Масштабы и размах строительных работ к началу следующего десятилетия (1930-е гг.) возрастают настолько, что с этого времени в Ленинграде отмечен настоящий строительный бум.

Немало способствовали этому и повсеместно входящие в практику социалистические соревнования - производственное соперничество между работниками предприятия (цеха, бригады), а равно и между представителями совершенно разных отраслей (профессий). Цель такого соревнования - досрочное выполнение взятых на себя по официальному договору обязательств. Рождается лозунг "Даёшь пятилетку в четыре года!" и т.п.

Стройка 1932 год   

Победителей награждают почетным званием - "лучшая бригада" (звено, район, завод) или переходящим Красным знаменем или иными знаками безвозмездного поощрения. 

Сам факт массовой застройки окраин благоустроенным жильём имел огромное значение, демонстрируя заботу советской власти о трудящихся. Не менее важным продуктом социалистического типа мышления стало возведение многочисленных Дворцов и Домов культуры (ДК), клубов - мест отдыха, где гражданам надлежало сообща проводить досуг и усваивать единую идеологию. Так в 1927 г. (к 10-летию Октябрьской революции) открылись два первые Дворца культуры - ДК им. М. Горького у Нарвских ворот (на пл. Стачек) и Выборгский ДК (перестроенный из старого дома на Ломанской, 15 - ныне ул. Смирнова).


Вслед за жителями бывшей Нарвской заставы дома культуры получили и обитатели других районов Ленинграда. За Невской заставой возведён ДК им. В.И. Ленина (арх. В. Щуко) и ДК текстильщиков (1928, арх. Овсянников); на Петроградской стороне - ДК промкооперации, (1934, арх.: Е. Левинсон и В. Мунц.

Дворец культуры им. Первой пятилетки  

ДК построен на месте снесенного Спортинг-паласа на участке д. 42 "а" по Каменноостровскому проспекту); на Васильевском острове - ДК им. С.М. Кирова (арх.: Н. Троцкий, С. Казак). На Крюковом канале (д. 5/34) на месте сгоревшего в конце 1920-х гг. Литовского рынка вырос образчик конструктивизма - Дворец культуры и техники им. 1-й Пятилетки. (Впоследствии он был перестроен). К середине 1930-х в городе не осталось ни одного промышленного района, где бы не было дома культуры.
ДК явились сооружениями совершенно нового типа в сравнении с классической архитектурой старого Петербурга. Например, ДК им. Горького: массивный тёмно-серый фасад с высокими застеклёнными проёмами в центральной части, которые отделены друг от друга трёхгранными лопатками - наглядный образец монументальности снаружи и изнутри. (Зрительный зал ДК вмещает более 2 тыс. человек; кроме того, также предусмотрены кинозал и лекционный зал, технические кабинеты, гостиные и сотни помещений для кружковой работы). Подобная тяжеловесная величественность станет на долгие годы (несмотря на смену архитектурной стилистики) определяющим критерием не только для районных "очагов культуры", но также и для административных сооружений.

Продолжается серия переименований. Так в 1923 г. Исаакиевская площадь становится Октябрьской, Покровская - Тургеневской, Нарвская - площадью Стачек. (Массовое переименование магистралей города с заменой их исторических названий проведено 06.10.1923). Также переименованы города: Павловск - в Слуцк, Гатчина - в Троцк.

Текст подготовила Анна Тирле