Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Создание первого российского театра

В Указе не раз подчеркивается, что театр именно русский. В России в 18 веке регулярно выступали  прекрасные зарубежные актеры, например, в 1740 году в Петербурге гастролировала  труппа немецкой актрисы Каролины Нейбер, в 1742 году  - французская труппа Шарля де Сериньи, в репертуаре французских актеров  были трагедии Вольтера, комедии Мольера и Реньяра.  В Петербурге постоянно работала итальянская опера, которую возглавлял композитор  Франческо Арайя. Для некоторых опер этого театра либретто написал русский драматург А. Сумароков. 

Сумароков же организовал  из любителей русской словесности в Шляхетском корпусе небольшой  кружок,  который в 1748 году  поставил пьесу "Заира" Вольтера, а через год трагедию Сумарокова "Хорев". Актеры - любители имели огромный успех, даже императрица Елизавета заинтересовалась  этим любительским театром и стала посещать его спектакли.

   Портрет Федора Волкова   

1F volkov

Но постановки   русской любительской труппы в Петербурге не были единственными в России. В 1750 году  в Ярославле купеческий сын Федор Волков создал свой театр. Под впечатлением спектаклей актеров Шляхетского корпуса в Петербурге, где он был по торговым делам, Волков, вернувшись в Ярославль, собрал группу людей, которые тоже  захотели  стать актерами, и  с 1750 года стал давать регулярные спектакли  сначала в своем доме, а потом  в специальном театральном здании, построенном на  пожертвования горожан.  Весть о спектаклях труппы Ф. Волкова дошла до Петербурга, и  специальным указом Елизаветы вызвали всю труппу в столицу.

Императрица посмотрела  спектакли ярославцев, а затем велела  большую часть труппы отправить обратно в Ярославль, а  наиболее талантливых актеров оставить в Петербурге. Среди них были Федор Волков и Иван Дмитриевский. Ярославцев велено было отправить для "обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике"  в Шляхетский корпус.

В августе 1756 года Елизавета  своим указом  официально учреждает  государственный театр, подчеркивая, что "для оного повелено набрать актеров и актрис: актеров  из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому  будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров  из других неслужащих людей, также и актрис приличное число… ".  Директором театра  был назначен Александр Петрович Сумароков.

Спектакли театра должны были стать общедоступными и платными.  В городе появились афиши, которые сообщали, что начинаются выступления труппы  Российского театра. Афиши сообщали также, что представления начинаются в шесть часов вечера, а билеты  "выдаются" до четырех часов вечера.  

  Портрет  А. П. Сумарокова  

Sumarokov Aleksandr PetrovichУже после первых спектаклей  стало ясно, что легкой жизнь нового театра не будет. На его содержание отпускалось всего 5000 рублей в год. Выручка от продажи билетов  была небольшой: билеты были дорогими по тем временам,  да и до здания театра было неудобно добираться.  Российские актеры  не имели возможности даже  состязаться с иностранными актерскими труппами, которые получали от царского двора по 20-25 тысяч рублей в год.  Сумароков  вынужден был постоянно просить деньги  для  содержания труппы, для  подготовки костюмов. В это время настоящим  большим помощником директора  театра  стал Федор Волков, без него российский театр, наверное, не выжил бы.

Чрез некоторое время актерам разрешили  давать спектакли и на придворной сцене, а еще через несколько лет труппа получила  новое помещение  в придворном театре   деревянного  Зимнего дворца на набережной Мойки, сооруженном для Елизаветы  на время строительства каменного Зимнего дворца на берегу Невы.

В это время русский театр уже имел серьезный репертуар.  Его основу составляли трагедии, в которых, согласно традициям классического театра,  нужно было показать бушующие страсти, развязку,  в которой наказывается порок и побеждает добро. Комедия тоже должна была высмеивать пороки, но  при этом не допускалось, естественно, никаких  политических намеков. Ставили трагедии  и комедии самого Сумарокова,  комедии Мольера, Гольберга,  Руссо. Российскому зрителю стали известны уже и  пьесы Шекспира, правда,   "Гамлет", например, дошел до России во французском переводе, а затем его "обработал"  еще и Сумароков, сделав финал пьесы "правильным": главный герой свергает злодея, женится  на Офелии и становится датским  королем. Непривычными для современного зрителя  были и язык пьес, и манера актеров держаться на сцене:  прежде, чем произнести какую-то фразу, герой должен был "изобразить" ее, придав лицу соответствующее выражение, а, закончив, "не покидать тотчас свое душевное состояние".

Несмотря  на такие  условности, российская публика в середине 18 века  начинала приобщаться к традициям настоящего  классического европейского театра, а Санкт-Петербург по праву считается колыбелью русского театрально искусства.

 

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Куликова К. Российского театра первые актеры. Л., 1991
2. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000