Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Египетские сфинксы у Академии художеств

Набережную Невы у величественного здания Академии художеств украшают две необычные скульптуры - торжественные и печальные египетские сфинксы, изваянные из красного полированного гранита. Каждый, кто проходит мимо, невольно задерживается здесь и начинает всматриваться в их бесстрастные лица, любоваться необыкновенным изяществом фигур. Если внимательное присмотреться к сфинксам, то можно увидеть, что в некоторых местах они повреждены. Первое, что приходит в голову - это следы военных обстрелов блокадного Ленинграда. Но это не так: во время войны сфинксы были надежно укрыты, и свои "ранения" они получили гораздо раньше.

История петербургских сфинксов удивительна. В 1820 году греческий историк, живший в Египте, начал раскопки возле древних Фив и обнаружил две прекрасные скульптуры сфинксов. Поскольку раскопки велись на деньги английского консула в Египте, тот потребовал, чтобы сфинксы стали его собственностью. Одного из сфинксов консул отправил в Александрию, надеясь выгодно продать. Удивительная находка попалась на глаза русскому путешественнику, будущему писателю Андрею Муравьеву. Сфинкс так понравился Муравьеву, что он решил купить обоих сфинксов для России. Но чтобы найти нужную для покупки сумму, пришлось вести долгую переписку сначала с русским послом в Константинополе, а затем ждать личного разрешения Николая I. За это время сфинксов уже выторговали французы. Но, в конце концов, Муравьеву повезло: Франция неожиданно отказалась от покупки, и сфинксов купили для России.

Набережная Невы у Академии художеств. 1835 г.

Теперь появилась новая проблема: как доставить ценный груз в Петербург? Ведь вес скульптур составлял 46 тонн, и не каждое судно могло их перевезти. Даже для того, чтобы их погрузить, пришлось соорудить специальную плавучую пристань с подъемным краном из пальмовых бревен. В конце концов, за сфинксами пришел специальный корабль, в котором, чтобы разместить ценный груз, пришлось даже выпилить часть балок палубы и межпалубных перекрытий. При погрузке одного из сфинксов произошло неожиданное: кран не выдержал тяжести, веревка, которой крепилась скульптура, сдвинулась, и сфинкс ударился о палубу. От удара откололись куски гранита с правой стороны головы, от шеи до макушки скульптуры прошла глубокая борозда. Второго сфинкса погрузили благополучно, а затем обе громадные каменные фигуры закрепили бревнами, словно посадили в клетку, чтобы в пути по морю скульптуры не упали во время качки. В отдельных ящиках ехали гранитные короны сфинксов и кусок гранита, купленный специально для того, чтобы исправить повреждения.

Сфинксы на Университетской набережной напротив Академии художеств

1egipetskie sfinksy u akademii khudozhestv

   Надпись на постаменте

2egipetskie sfinksy u akademii khudozhestv

Сфинксы плыли почти год - сначала по Средиземному морю, потом вдоль берегов Франции и Англии в Балтийское море, и, наконец, в 1832 году прибыли в Петербург. Их решили установить на набережной Невы перед зданием Академии художеств. Для этого по проекту архитектора Тона начали сооружать специальную гранитную пристань, и пока шли строительные работы, скульптуры почти два года простояли во дворе Академии. В 1834 году пристань была готова, сфинксы заняли свои места на высоких гранитных постаментах по обе ее стороны.

 

На постаментах высекли надпись: "Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году". Если присмотреться, то на основании фигур можно рассмотреть еще и высеченные иероглифы. Перевод этой надписи сообщает всем, что сфинксы изображают фараона Аменхотепа III.

Тысячелетние египетские сфинксы удивительно быстро "сроднились" с Петербургом. Кажется, что их бесстрастные лица созвучны неяркой северной природе, строгому и торжественному облику Санкт-Петербурга. Невских сфинксов не раз писали русские художники, воспевали поэты. Всякий раз хочется повнимательнее вглядеться в лица этих удивительных каменных существ, словно они знают об этом мире и об этой жизни что-то такое, чего никогда не постичь людям.

 Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Лисовский В.Г. Академия художеств. Л., 1982