Открытие Русского музея

13 апреля 1895 года молодой царь Николай II подписал указ о создании в Петербурге музея национального русского искусства, который получил название «Русский Музей Императора Александра III». Необходимость организации такого музея обсуждалась в кругах образованных представителей общества уже несколько десятилетий. Говорили о том, что в большинстве европейских стран уже давно созданы галереи и музеи национального искусства, а Россия, которая имеет по-настоящему бесценные сокровища, до сих пор лишена этого. Еще в первой половине 19 века П.П. Свиньин, издатель журнала «Отечественные записки», владелец одной из частных коллекций произведений русского искусства, писал: «Нет в свете земли, которая бы имела способы, равные России, для составления отечественного музеума, столь разнообразного и богатого во всех отношениях».

 

Во второй половине 19 века Россия переживала настоящий расцвет интереса к национальному изобразительному искусству. Большой успех в столицах и провинции имели выставки «Товарищества передвижных художественных выставок», создавалось новые частные коллекции современных произведений живописи, скульптуры. Особенно широко среди коллекционеров было известно имя Павла Третьякова, который решил сделать из своей коллекции общедоступный музей русской живописи. Уже в 1881 году он открыл свою галерею для всех желающих, а в 1892 году передал ее в дар Москве. Появлялись публичные художественные музеи и в некоторых провинциальных городах России. Но во всех этих относительно небольших галереях и музеях нельзя было увидеть многих шедевров русского искусства, пока они оставались только собственностью императорской семьи и находились в коллекциях дворцов царя и великих князей. Известный художественный критик В.В. Стасов писал: «…Как не прекрасна и как не превосходна инициатива этих Прянишниковых, Третьяковых, Солдатенковых, не следует, чтобы все дело осталось на одних только плечах этих благородных, великодушных добровольцев…Надо, чтобы государство создало сначала один, а потом несколько центров, куда бы собирались произведения национального искусства,.... и где их бы мог всегда находить весь народ, как свое драгоценное достояние».

Необходимость создать музей русского искусства стал обсуждать еще Александр III, однако задуманное отцом осуществил только Николай II. Помещение для музея выбрали во всех смыслах удачное – им стал выкупленный в казну у потомков Великого Князя Михаила Павловича Михайловский дворец в самом центре Петербурга. Но прежде, чем сформировать здесь экспозицию музея, нужно было приспособить для этого дворцовые помещения. Работами по их реконструкции руководил архитектор В. Ф. Свиньин, который, по мнению многих, слишком непочтительно обошелся с великолепными интерьерами Михайловского дворца - прекрасным творением Карла Росси. Нетронутыми остались только парадная лестница и Белый зал Михайловского дворца.

 

В новом музее предполагали создать четыре отдела: художественный, этнографический, художественно-промышленный и отдел, посвященный памяти Александра III. Основу музейного собрания составили 80 полотен из Эрмитажа, 120 – из Академии художеств, 200 - из царских дворцов (Зимнего, Александровского в Царском Селе и Гатчинского). Свои коллекции передали новому музею князь А. Лобанов – Ростовский, княгиня М. Тенишева. Первая экспозиция музея разместилась в 37 залах первого и второго этажей. Среди тех, кто занимался созданием первого национального русского музея, были известные и образованные люди - П. Брюллов, А. Бенуа, М. Боткин, П. Нерадовский, Н. Пунин.

 

Торжественное открытие музея состоялось 7 (16) марта 1898 года. Уже первые посетители смогли увидеть здесь настоящие шедевры - «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Сватовство майора» П. Федотова, картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, а также полотна Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Шишкина, скульптуры Шубина, Антокольского. Критика отметила и некоторые недостатки экспозиции - ее бессистемность, слишком большую плотность размещения картин на стенах. Об открытии нового музея на следующий день сообщили и столичные газеты.

Желающих побывать в новом музее с первых же дней его существования было множество. Продолжали пополняться и музейные коллекции. В 1902 году для экспонатов этнографического отдела построили специальный корпус по проекту архитектора В. Свиньина, сегодня здесь размещается Российский этнографический музей. Для устройства различных выставок рядом со зданием Михайловского дворца архитекторы Л. Бенуа и С. Овсянниковым возвели также отдельное здание, которое сейчас входит в общий комплекс музея и известно всем как «корпус Бенуа».

Постепенно весь музейный комплекс стали называть просто Русским музеем. Сегодня в его состав вошли еще несколько прекрасных петербургских дворцов – Строгановский, Мраморный, Михайловский (Инженерный) замок и Летний сад. Русский музей по праву является одним из самых любимых и посещаемых музеев Петербурга.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1.Алянский Ю. Рассказы о Русском музее. Л.,1987
2. Сайт Государственного Русского музея