Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 50
Телефон: (812) 315-1476
Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 17.30, кроме пятницы, субботы и последнего четверга каждого месяца

Датой основания Центрального музея железнодорожного транспорта считается 1813 год. В этом году при институте Корпуса инженеров путей сообщения был создан "особый зал", в котором должны были храниться можели всех наиболее значимых сооружений, существовавших и проектируемых в ту пору в России и в зарубежных странах. Первыми моделями "особый зал" обзавелся в том же году, и с этого момента пополнение коллекции макетов и моделей, изготовленных в модельной мастерской института Корпуса инженеров путей сообщения, происходило регулярно.

К пятидесятилетнему юбилею института Корпуса инженеров путей сообщения был издан специальный указ, предписывавший всем организациям и учреждениям, которые занимались строительством в нашей стране, в обязательном порядке присылать в музей чертежи и модели построенных ими сооружений. С этого момента коллекции музея начали быстро расти и пополняться новыми экспонатами. Помимо моделей транспортных объектов, в них поступали макеты гражданских сооружение, соборов и памятников.

В 1862 году музей при институте Корпуса инженеров путей сообщения стал доступен для свободного посещения. Вход в него был бесплатным, хотя и весьма ограниченным по времени - посетить музей можно было только в воскресенье в первой половине дня. Зато сделать это мог любой желающий, вне зависимости от социального положения и состояния кошелька.

В конце XIX века коллекции музея пополнялись большей частью за счет экспонатов, подаренных музею различными предприятиями и частными лицами. В этот период собрание музея обогащается вещами, принадлежавшими бывшим министрам путей сообщения Мельникову и Посьету, моделями товарного паровоза Уральской железной дороги и железного моста на Рязано-Козловской железной дороге, и многими другими экспонатами.

В декабре 1902 года был открыт еще один аналогичный музей - Музей ведомства путей сообщения имени императора Николая I, в котором должны были храниться различные модели, сооружения, снаряды и машины. Некоторые экспонаты были переданы в дар новому музею императором Николаем II, в частности, кресло, письменный стол и чернильница Николая I и несколько моделей паровозов.

 

Через два года рядом со зданием музея был построен двухэтажный павильон, в котором разместили катер Александра II и ботик Петра I.

Через несколько лет два музея были объединены в один.

Советский период в истории Центрального музея железнодорожного транспорта нельзя назвать легким. Первые годы после революции музеем вообще никто не занимался и он пришел в упадок. Позже музей вновь был открыт, но на ремонт старых экспонатов и закупку новых ему почти не выделяли денег. С 1928 года дела музея пошли на лад, но необходимые для жизни и деятельности вещи, помещения, новые экспонаты и финансовые средства музею по-прежнему приходилось выбивать с боем.

В настоящее время в собрание музея входит более пятидесяти тысяч экспонатов, в числе которых интереснейшие коллекции моделей локомотивов, настоящих паровозов, тепловозов и вагонов и телефонных аппаратов.

 

Текст подготовила Ирина Абрамидзе