Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Обводный канал - уголок Петербурга, куда обычно не водят экскурсии

Обводный канал – своеобразная граница, отделяющая с южной стороны исторический центр Санкт-Петербурга от более современных районов. Это самая большая из водных артерий города, имеющих искусственное происхождение. Его протяженность превышает 8 км, ширина колеблется от 21,3 до 42,6 м, средняя глубина около 2 м (но на отдельных участках может достигать 5 м). В целом этот район редко привлекает туристов, так как лишен блеска и богатого убранства Невского проспекта или его окрестностей. Тем не менее даже среди промышленной застройки XIX века можно найти немало интересного.

История

Первые работы по прокладке нового канала начались в 1769г и продолжались вплоть до 1780г, на тот момент он был прорыт до Лиговского канала и выполнял функции границы города. На северном берегу был насыпан оборонительный вал, а сам канал использовался таможней для пограничного контроля и досмотра грузов. Позднее, уже при Александре I, работы по прокладке канала возобновились, к 1833г он начинался от Невы недалеко от Александро-Невской лавры и впадал в реку Екатерингофку (по сути, вел к морскому порту, минуя дельту). Проложенная ранее часть канала была расширена и углублена для того, чтобы обеспечить прохождение грузовых судов.

В советское время велось активное обустройство и оформление набережных канала, а также обновление всех его мостов, так как большинство из них были деревянными и нуждались в реконструкции. На сегодняшний день их насчитывается в общей сложности 23:

  • 15 автомобильных;
  • 6 пешеходных;
  • 2 железнодорожных.

А вот свою роль с точки зрения судоходства канал, к сожалению, утратил, так как за прошедшие годы сильно обмелел и теперь способен пропускать только корабли с незначительно посадкой.

Набережные

После того, как Обводный канал стал крупной транспортной артерией, по его берегам началось активное строительство всевозможных промышленных предприятий, которые использовали его как источник воды, сток и способ доставки, как готовых товаров, так и необходимых материалов. К середине XIX века набережные канала представляли собой череду заводов и фабрик, примерно в то же время были построены сразу 2 вокзала – Балтийский и Варшавский.

Помимо промышленной застройки на набережных Обводного канала можно встретить несколько доходных домов, больниц и церквей. Так как долгое время предприятия использовали его для сброса всевозможных производственных отходов, вода приобрела характерный запах, который стал не только поводом для многочисленных шуток, но и одним из главных символов этого района. Сейчас ситуацию удалось исправить и вода в канале ничем не отличается от соседней Невы.

Достопримечательности

Несмотря на унылый на первый взгляд пейзаж, рядом с Обводным каналом есть множество зданий, которые имеют историческую и культурную ценность. Это и хлебные амбары середины XIX века, расположенные недалеко от лавры, и здание Духовной Академии, которое считается одним из старейших образцов архитектуры эпохи классицизма, и построенная в псевдорусском стиле Церковь Воскресения Христова.

Отдельное внимание стоит уделить зданиям вокзалов. В то время как Балтийский продолжает быть полноценным и действующим железнодорожным узлом, Варшавский вокзал в начале XXI века был закрыт и полностью переоборудован, превратившись в ТРК «Варшавский экспресс», а на оставшихся путях теперь располагается один из филиалов музея Железнодорожного транспорта, где можно увидеть уникальные составы, сохранившиеся в своем первозданном виде.

В доме 91 по набережной Обводного канала находилась старейшая типография Петербурга, носившая имя первого российского печатника Федорова. А дом №74 представляет собой огромный кирпичный цилиндр – газгольдер, принадлежавший когда-то Газовому заводу Общества столичного освещения, сейчас здесь размещается креативное пространство «Люмьер Холл»

Помимо этого на территориях бывших предприятий в последние годы образуется все больше арт-пространств и проектов, например, галерея «Завод» (д. №150 по набережной Обводного канала), креативное пространство «Ткачи» (д. №60), которое смело соперничает со знаменитым лофт-проектом «Этажи», и «Красный треугольник» (д. №138).

Интересные факты

Свое название Обводный канал получил только в начале XIX века, когда по приказу Александра I начался второй этап его прокладки. До этого до этого его именовали Загородным, Городским, Городовым или просто Новым.

Первоначально канал прокладывали, чтобы защитить город от наводнений, но, к сожалению, должного эффекта это не принесло, и до завершения строительства дамбы вода продолжала регулярно подниматься.

Есть у Обводного канала и своя МИСТИЧЕСКАЯ ЛЕГЕНДА, которая гласит, что, когда в 1923 рабочие прокладывали теплосеть недалеко от места впадения реки Волковки, в толще земли были обнаружены древние захоронения, датированные XI-XIIвв. Останки людей и надгробные плиты со старинными письменами, вопреки протестам историков были потревожены самым бесцеремонным образом. Камни были распилены на поребрики, а кости просто выкинуты на свалку. Говорят, что с тех пор именно на этом месте происходит больше всего самоубийств, причем раз в десять лет их количество увеличивается до пугающих значений. Так в 1923г погибло 89 человек, а в 1933 – уже 107.

Впрочем, верить подобным мистическим историям или нет, каждый решает для себя сам. Так или иначе, Обводный канал – это место со своей особой атмосферой, носящей характерный отпечаток его индустриального прошлого.