Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Интересные места Санкт-Петербурга: Особняк Матильды Кшесинской

Собственный дом – не только американская мечта, но и практически любого человека, вне зависимости от его гражданства, места жительства или вероисповедания. Размышляя и представляя его в мечтах, обязательно видится газон, где будут играть дети и можно отдохнуть взрослым, с хорошим видом и большим количеством комнат.

Однако это мечта не только современного человека, ведь об этом мечтали и сто лет назад. А некоторым даже удалось воплотить свою мечту в реальность, причем в таких грандиозных масштабах, что завидовать такому дому не перестают и сегодня.

А удалось свершить свою мечту главной приме Мариинского театра, балерине Матильде Кшесинской, которая смогла получить особняк не где-нибудь, а в самом центре Санкт-Петербурга в углу Кронверского проспекта, откуда открывается наилучший вид на Петропавловскую крепость.

Матильда Кшесинская - кто это?

Матильда Кшесинская — выдающаяся балерина, уровень мастерства которой, превосходит даже современных признанных мастеров своего дела. Она являлась одной из самых влиятельных женщин XIX-XX века. В качестве доказательства ее влияния, можно посмотреть на слова князя Николая Николаевича, когда во времена Первой мировой войны, армия Российской империи остро нуждалась в снарядах, но верховный главнокомандующий ничего с этим не мог поделать. Это было обусловлено тем, что на артиллерийское ведомство балерина имела личное влияние и была задействована в ходе распределения заказов.

Матильда Кшесинская родилась 31.08.1872. Вся семья, включая родителей, брата и сестру была очень творческой. Глава семьи – Феликс Кшесинский (российский поляк), был лично выписан из Польши Николаем I, как лучший исполнитель мазурки. Мать - Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Юлия Кшесинская – сестра, тоже занималась балетом. Иосиф Кшесинский – брат, был балетмейстером и танцовщиком.

Матильда поступила в Императорское театральное училище и с успехом окончила его в 1890 году. Примечателен тот факт, что на выпускном вечере, находилась вся царская семья, а во время торжественного ужина, рядом с наследником престола Николаем, Матильда сидела рядом. Именно в тот момент, Александр III, который восторгался каждым движением Кшесинской, рассмотрел в ней великое будущее и пожелал, чтобы она стала украшением отечественного балета.

В скором времени, Кшесинская поступает в балетную труппу Мариинского театра, впоследствии в котором она танцевала целых 27 лет.

Интересный факт! Официально Матильда именовалась как Кшесинская вторая, ведь первой считалась ее старшая сестра Юлия.

Особняк Матильды

Старейшее здание, которое до сих пор вызывает массу положительных возгласов у жителей и гостей города. Особняк находится в северной столице России, городе Санкт-Петербург на Троицкой площади. Построено здание было в начале XX века, после торжественного открытия Троицкого моста, благодаря которому удалось соединить Петроградскую сторону с центром города. С особняком связано много невероятных историй, а сам он имеет невероятную судьбу, от чего вызывает неподдельный интерес не только у простых обывателей, но и у историков.

История особняка неразрывно связана с Матильдой Кшесинской – великолепной балериной и светской львицей того времени. В этом здании собирался высший свет города, включая великих князей, знаменитой фамилии Романовых. Во время февральской революции, особняк был занят большевиками и естественно, здание потеряло свою роскошь и великолепное убранство, а с его балкона выступал Владимир Ульянов (Ленин), который на тот момент уже вернулся из эмиграции.

История здания

Здание возводилось в период с 1904 по 1906 года по проекту А. И. фон Гогена, в стиле «северный модерн». При разработке интерьера был задействован архитектор А. И. Дмитриев.

Февральская революция внесла свои коррективы в жизнь Кшесинской и ее сына Владимира, которая была вынуждена в срочном порядке покинуть свой дом. Помимо того, что особняк самовольно заняли солдаты мастерских запасного автобронедевизиона, вместе с ними тут обосновались редакция газеты "Солдатская правда", Петербургский комитет РСДРП, экспедиция газеты «Правда» и ЦК РСДРП.

Как было уже сказано ранее, Владимир Ленин обращался с балкона особняка к своим последователям в периоды с 3 апреля по 4 июля 1917 года. Городские газеты «переименовали» здание в «главный штаб ленинцев».

Матильда конечно пыталась вернуть себе свой дом и даже обращалась в письме к прокурору Петроградской судебной платы, чтобы те приняли меры и освободили особняк от незаконно находящихся в нем лиц, и предоставить ей возможность вернуться в него обратно, после чего открыть судебное производство по факту разграбления ее имущества.

Однако прокурор отделался лишь полумерами и потребовал только управление запасного автобронедивизиона покинуть здание, из-за наличия ходатайства, а от комиссариата милиции Петроградского района затребовал провести дознание относительно расхищения личной собственности балерины.

В тоже время поверенный адвокат-присяжный Матильды Владимир Хесин, инициировал подачу гражданского иска о выселении. Примечательно, что в качестве одного из ответчиков, настоящая владелица дома указала Ленина. В качестве адвоката ответчиков, интересы представлял М. Ю. Козловский.

Рассмотрение дела длилось вплоть до 05.05.1917 года, когда было принято постановление о выселении всех незаконно занявших помещение по улице Б. Дворянской на протяжении 20 дней. Под это постановление подпадали все революционные формирования и организации. Также им необходимо было очистить дом от своего имущества. Что касается иска в отношении Ленина, он так и не был рассмотрен, так как в особняке он не проживал.

После этого постановления Петербургский и Центральный комитеты РСДРП должны были официально заявить и выехать из дома, однако военная организации партии заявила о том, что не собирается выполнять решение суда. А через какое-то время, на свое место в особняк вернулся и Петербургский комитет.

На утро 06.06.1917 в ходе вооруженного столкновения с большевистскими группировками, особняк перешел под власть войск правительства. На тот момент были арестованы 7 человек, в том числе и охранник Ульянова, который вместе с остальными пытались вывезти документы партии. С этого времени, здание было занято самокатным батальоном, который прибыл туда накануне.

С этого момента особняк переживал не лучшие свои времена, так как солдаты пытались растащить все, что не было растащено до них. Теперь адвокат Кшесинской подавал иски не только ради возвращения недвижимости, но и для возмещения нанесенного ущерба, который был оценен в размере 300 тысяч рублей.

Что касается балерины, она не стала дожидаться решения суда по новым искам и отправилась в Кисловодск 13.07.1917 года. Возвращаться в Петроград она не собиралась, тем более в Кисловодске, в ее загородном доме, дожидался будущий муж – князь Андрей Владимирович. Недолго она пробыла и на территории России, так уже в феврале 1920 года она отбыла во Францию.

Процессу выселения незаконно захвативших гостей особняка, посвящена целая тетрадь мемуаров судьи Чистосердова, который вел это дело. На данный момент, эта тетрадь находится в Госархиве РФ, в фонде главного редактора «Толстовского ежегодника». Редактор и судья вскоре после революции переехали жить в Финляндию и проживали в Териоках – как считают историки, именно там тетрадь и была передана редактору издательства. В итоге материалы, так и не были опубликованы, несмотря на то, что они являются очень ценными для юристов.

Этапы «жизни» особняка после 1917 года:

  • по окончанию революции вплоть до 1938 года, в здании находилось «Общество старых большевиков», «Институт общественного питания» и некоторые учреждения Петроградского совета;
  • в период с 1938 по 1956 гг., тут располагался Музей С. М. Кирова;
  • в периоды 1957-1991 года – Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции;
  • после 1991 года в особняке находится Музей политической истории России.

Архитектура

Здание представляет собой стандартный стиль «северного модерна». Основными признаками которого является ассиметричный план, а также варианты композиций, что имеют объемы разных высот. Стиль подразумевает под собой применение разных по своим размерам окон, которые соответствуют расположению комнат. В отделке особняка применяется разное количество отделочных материалов, которые прекрасно сочетаются между собой, и контрастируют друг на фоне друга включая: декоративный металл, серый и красный гранит, майоликовая плитка и облицовочный кирпич.

Лицевая сторона дома смотрит на Кронверкский проспект, но проникнуть в здание со стороны улицы не представлялось возможным. Чтобы попасть в особняк, нужно было преодолеть небольшой дворик через ворота и подняться в холл по главной лестнице, где есть выход во все остальные помещения дома.

Помещения, выполнявшие служебные функции располагались на нулевом этаже. На первом находились залы и помещения, в которых проводились званые вечера и балы. Второй уровень занимали жилые помещения, включая ванную комнату, спальню, гардероб, детские комнаты и т. д. Первый этаж был выполнен в качестве анфилады с остекленным зимним садом.

Интерьер выполнен в стиле "modern". Большие зеркальные окна смотрят на Петропавловскую крепость и Кронверкский проспект. Белая мебель, обитая шелком, располагается у стен. В направлении Невы зал замыкается выступом полукруглой форме, где располагаются большие пальмы.

Естественно, в период СССР, изначальный внешний вид был утерян, но с середины 1980-х годов, его удалось восстановить, хоть и не полностью.

Фильм "Матильда"

Так как персона Матильды Кшесинской и ее особняк окутаны тайнами и слухами, эти истории привлекли внимание режиссера Алексея Учителя, поэтому в октябре 2017 года, в прокате появилась кинолента «Матильда».

Фильм сразу вызвал глубокий резонанс в обществе, так как сюжет картины максимально вольно трактует биографии персонажей, по которым снят фильм и является художественным, а не документальным. Так Николай II выставлен, как непроглядно влюбленный человек, который напрочь забыл о том, что должен любить только свое отечество. В чем сходятся все критики, так это в красочных видах царских усадеб «северной столицы». Большинство сцен было снято в Мариинском театре и Царском Селе.

Интересный факт! Примечательно, что в особняке Матильды Кшесинской не снимали кадры для картины.

Практическая информация

Особняк находится по адресу: город Санкт-Петербург 197046, ул. Куйбышева, д. 2-4. Вход с Кронверкского проспекта.

Добраться до здания можно на метро. От ближайшей станции метро «Горьковская» около 10 минут ходьбы. Во время выхода их метро, нужно обратить внимание на 2 подземных перехода. Чтобы попасть на противоположную сторону Кронверкского проспекта, нужно идти в правый подземный переход.

Во время выхода из подземного перехода, требуется миновать сквер мимо мечети. Особняк представляет собой угловое здание на пересечении Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева.