Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского

История театра складывается как бы из двух самостоятельных исторических страниц.
8 ноября 1833 г. состоялось открытие нового, построенного по проекту архитектора А. Брюллова, великолепного здания на Михайловской площади - Императорского Михайловского театра. Михайловский театр вошел наряду с Мариинским и Александринскими театрами в альянс русских Императорских театров. Но в отличие от своих старших собратьев театр поначалу не имел ни своей собственной труппы,  ни определенной жанровой направленности репертуара. Театральное здание использовалось в основном как концертный зал.

 

В 1859 г. последовала перестройка здания ,направленная на увеличение размеров сцены и зрительного зала, которая привела внутреннее пространство театра в соответствие с требованиями масштабных оперных и балетных постановок. Однако, в основном,  на сцене театра проходили спектакли с участием немецкой и французской императорских театральных трупп. Оперные спектакли на Михайловской сцене ставились редко, как правило силами труппы Императорской русской оперы Мариинского театра. Позже, в связи с ремонтом Мариинского театра в 1894 г. оперные спектакли стали представлять еженедельно по воскресеньям, но затем эта традиция угасла.

После Октябрьской революции иностранные актеры покинули страну, и для Михайловского театра остро встал вопрос формирования собственной труппы.

6 марта 1918 года театр открыл новый сезон уже в роли государственного второго оперного театра Петрограда. Важную роль в становлении театра сыграли режиссер Н.Смолич и главный дирижер и руководитель театра С.Самосуд. Формированию собственной художественной направленности театра помогла ориентация на легкую развлекательную оперетту. В 1920 г. театр получил название Государственного академического театра комической оперы, но ненадолго. С 1921 г. театр стал Малым академическим театром, а в 1926 г.  - Ленинградский академический Малый оперный театр.

В 30-е годы по мере навязывания во всех видах искусства, в том числе и театральном,  принципов  социалистического реализма, театр становится "лабораторией советской оперы". На сцене Малого Оперного прошли премьеры оперы "Нос" и "Леди-Макбет Мценского уезда" Шостаковича, "Война и мир" Прокофьева, ныне признанные шедеврами сценического искусства. В особом ряду единственная постановка гениального В. Мейерхольда «Пиковая дама».

В 1940-60-е годы театральные режиссеры утратили свое главенствующее положение и главными лидерами театра стали известные дирижеры и прекрасные музыканты - Б.Хайкин, К.Кондрашин, Э.Грикуров, Ю.Темирканов, К.Зандерлинг.

С приходом в 1981 году в театр режиссера С.Гаудасинского существенно изменилась репертуарная политика театра. Основной задачей стало возрождение на сцене Малого оперного театра русской классики. В репертуар театра вернулись классики русской оперы Мусоргский с "Борисом Годуновым" и "Хованщиной", Чайковский с "Евгением Онегиным" и "Пиковой дамой", Римский-Корсаков с "Золотым петушком" и "Сказкой о царе Салтане", Бородин с "Князем Игорем. Масштаб постановок заставил вновь пересмотреть имя театра, в котором значение "малый" не соответствовало размаху сценических разработок. С 1989 г. театр получил название Санкт-Петербургский академический театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского.

Имя  великого русского композитора театру было присвоено в связи с крупным успехом в постановке оперы  М. Мусоргского «Борис Годунов», положившим начало возврата театра к русскому оперному репертуару.

Наряду с русской классикой на оперной сцене продолжают жить и европейская шедевры, такие как «Травиата», «Риголетто» Дж. Верди, «Летучая мышь» И.Штрауса, «Жизель» А.Адама, «Кармен» Ж.Бизе и др.

В театре выросли в высококлассных мастеров многие певцы, которые и сегодня выступают на ведущих сценах мира. Среди них Н.Охотников, Е.Нестеренко, С.Лейферкус, Ю.Марусин, Т.Селезнев, Е.Гороховская, Т.Новикова, В.Ванеев, В.Васильев, В.Огновенко, К.Плужников. Труппу театра возглавляют заслуженные артисты России Н.Романова, Л.Тедтоева, Е.Устинова, А. Ненадовский, Н.Копылов, В.Юзвенко, В.Пищаев, лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов К.Котельников, Т.Черкасова, Н.Островский, Ю.Ившин, А.Матвеев и др.
В 1984 г. состоялась первая в истории театра зарубежные гастроли оперной труппы. С  тех пор  театр активно и успешно гастролирует, выступая в Италии, Англии, Франции, Германии, Голландии, Японии, США, Португалии.

Большую часть своей жизни отдал театру его сегодняшний художественный руководитель балета Николай Боярчиков. В театр он пришел после окончания училища, здесь стал известным танцовщиком, а потом и хореографом: его спектакли "Царь Борис", "Макбет", "Тихий Дон", "Петербург» оказали заметное влияние на развитие отечественного балета.
Сейчас балетная труппа театра хорошо известна за рубежом. Традиционно большой успех  в мире вызывает представление балета «Лебединое озеро».

Сегодня постановка нового балета дело чрезвычайно сложное и затратное .Мы можем только надеяться, что в театре состоятся новые балетные премьеры: "Тринадцатый апостол" о Маяковском, написанный совместно с Марком Розовским, триптих по Гоголю – «Нос. Портрет. Шинель», «Мастер и Маргарита».