Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном»

5 мая 1945 года премьерой «Чайки» по А.Чехову  состоялось открытие Областного театра драмы и комедии  (впоследствии переименованного в театр «На Литейном»).
Основной задачей театра было культурное обслуживание тружеников Ленинградской области. Коллектив не имел своего помещения, имел большой план выездных выступлений, плохие условия для работы. Все это не способствовало поддержанию высокого художественного уровня спектаклей. 

В 1956 году у театра появился свой дом. Им стало здание «Литейного театра», появившегося в 1909 году  на месте манежа графов Шереметьевых. С момента открытия, «Литейный театр» приобрел репутацию театра сильных ощущений. Здесь шли спектакли парижского «Театра ужасов» («Grand Guignol»), европейские фарсы, пантомимы, сатиры, веселые представления. В театре часто менялись антрепренеры, но всегда сохранялась атмосфера  веселого лицедейства и  новаторства.
На сцене этого театра  творили молодые режиссеры Всеволод Мейерхольд и Николай Евреинов, балетмейстер Михаил Фокин, поэт Михаил Кузмин, художники Лев Бакст, Иван Билибин, Борис Кустодиев, известные артисты начала века - Федор Курихин, Борис Горин-Горяинов, Ольга Глебова-Судейкина.

После революции  помещение театра отдали первой студии Пролеткульта, затем  краснокосыночному ТРАМу, передвижному колхозно-совхозному  театру Гайдебурова и Скарской, театру Ленинградского областного совета профсоюзов.

Появившийся здесь в 1956 году  Областной театр Драмы и Комедии,  первые  десять лет делил сцену с другими коллективами, проводя основное время на областных выступлениях. 

В 1966 году главным режиссером театра становится Яков Хамармер, проработавший двадцать лет в этой должности и создавший театру свое творческое лицо.  Конечно, в целом, театр не стал выдающимся среди городских театров, но достиг определенных успехов, важных для всего театрального Ленинграда.
В репертуаре появлялись спектакли по пьесам, не ставившемся ранее в Ленинграде, в добавок к этому, Яков Хамармер исповедовал принципы демократического театра.

В 70-х – 80-х годах  в Ленинграде невероятным успехом у  зрителей пользуется Большой драматический театр. Яркий талант  Георгия Товстоногова затмил все остальные театральные коллективы города. Советские руководящие органы принимали за эталон стиль его работы и не желали допускать отклонений и экспериментов. Очень сложно было  в то время получить разрешение в  Управлении культуры на постановки спектаклей молодых режиссеров. Многие, неизвестные тогда, талантливые постановщики оставались без работы- К.Гинкас, Г.Яновская, Л.Стукалов, Н.Шейко и др.
Я.Хамармер  настойчиво и упорно добивался разрешений для  спектаклей   молодых режиссеров в своем театре. В этом смысле Областной театр Драмы и Комедии в то время был  абсолютным лидером в  Ленинграде. Многие из этих спектаклей стали выдающимися  событиями в театральной жизни города, творческим прорывом. Про них много писали в прессе, весь театральный Ленинград ходил смотреть эти спектакли.
Среди них «Последние», «Охота на льва» К.Гинкаса, «Синие дожди», «Чудаки», «Старший сын»  Е.Падве. «Недоросль» Л.Додина считается одним из самых лучших спектаклей Ленинграда 70-х – 80-х.


На сцене Областного театра Драмы и Комедии  дебютировали в Ленинграде режиссеры А.Андреев, М.Левшин, В.Ветрогонов. Дипломные спектакли ставили здесь выпускники  ЛГИТМиКа - К.Филинов, А.Полухина, А.Максимов и др.

В середине 80-х общий кризис ленинградских театров не обошел  театр Драмы и Комедии.  После смерти Якова Хамармера недолгое время театром руководил В.Голиков, потом – Геннадий Тростянецкий. Именно с приходом  Тростянецкого в 1991 году начался новый этап творческой жизни театра.  В том же  году появилось новое название театра - «На Литейном», как будто  принимающего традиции  эксперимента и  эксцентрики «Литейного театра».  Полностью сменился репертуар и творческая направленность театра. Ставились новаторские спектакли, совершенно не схожие между собой, яркие, феерические,  лицидейские.  Первый спектакль Г.Тростянецкого ошеломлял – фарс «Скупой» с блестящей игрой  С.Фурмана  был насыщен  трюками, вовлекал в бешеный ритм сценического зрелища.
Сейчас уже трудно представить театральную жизнь Петербурга 90-х без таких постановок, как "Скупой" и "Король Лир" Геннадия Тростянецкого, "Три сестры" и Городской романс" Александра Галибина, "Тойбеле и ее демон" Владислава Пази.
За недолгое время работы в театре Геннадий Тростянецкий заложил  принципиально новые основы  театра, которые  позволили  ему и в дальнейшем занимать  яркое  место в художественной жизни Петербурга.

Александр Гетман – новый художественный руководитель театра «на Литейном»  продолжает линию театральности с упором на  «авторскую режиссуру». На сцене  театра соседствуют спектакли таких блистательных  режиссеров как А.Галибин, В.Пази, Клим, Г.Цхвирава, Ю.Бутусов, Г.Козлов, Г.Дитятковский и др. 

 
Спектакль Григория Козлова «Лес» удостоен Государственной премии.
«Потерянные в звездах» Г. Дитятковского  награжден театральной премией  «Золотая маска» в двух номинациях- за лучший спектакль сезона и за лучшую режиссерскую работу.
Труппа театра успешно выезжала на гастроли в США, Югославию, Германию, Польшу, Чехию.