Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Маршрутное такси Санкт-Петербурга

Первые маршрутные такси в СССР появились в Москве в 30-е годы. Легковые автомобили ЗиС-101, ЗиС-110 курсировали между главными площадями столицы, вокзалами выставками и парками. Плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах, но была значительно выше.

История маршрутных такси в Ленинграде началась с междугородных маршрутов. В апреле 1960 года от автовокзала № 1 (площадь Мира) в Лугу, Новгород, Сланцы и Нарву вышли в рейс машины ГАЗ-12, а в июне стартовал и первый городской маршрут «ДК Промкооперации - Новая деревня».

Позже в качестве маршрутных такси стали использоваться автобусы особо малого класса РАФ-977 и малого класса ПАЗ-652, которые вскоре вытеснили легковые автомобили с линий маршрутного движения.

 В больших городах маршрутные такси в основном использовались для перевозки пассажиров от станций метро к местам культурного отдыха, крупным магазинам. В Ленинграде маршрутные такси являлись для туристов комфортабельным средством передвижения до парков и фонтанов в Петродворце Пушкине и Павловске.

Особенностями всех маршрутных такси были более высокий проездной тариф, отсутствие льгот по оплате и проездных билетов длительного действия. В правилах пользования маршрутными такси, как правило, оговаривалась возможность остановки автобуса для посадки и высадки пассажиров вне остановочных пунктов.

Во времена перестройки власти охотно шли по пути предоставления широким слоям населения льгот в виде права бесплатного проезда в общественном транспорте. Это привело к резкому сокращению доходов транспортных предприятий. В результате автобусные парки стали уделять приоритетное внимание перевозкам маршрутными такси, приносящими «живые деньги, в ущерб перевозкам «социальными» автобусами.

Первоначально маршрутные такси воспринимались пассажирами как более дорогая, безльготная, но более быстрая и комфортная альтернатива традиционному транспорту. Однако «социальные» перевозки сокращались, качество их падало и для платежеспособных пассажиров маршрутные такси оказались единственным способом передвижения.

Позже на маршрутах стали работать автобусы, принадлежащие частным фирмам и предпринимателям. Крупными фирмами, работающими на рынке перевозок маршрутными такси, являются: ООО "Вест-Сервис", ООО "Питеравто", ООО "Петербургская Транспортная компания" и ОАО "Третий парк"

Обычно линии маршрутных такси только дублируют существующие маршруты муниципального общественного транспорта. Однако сейчас ситуация улучшается и появляются маршруты, удобно соединяющие периферийные районы и обслуживающие таким образом пассажиропотоки, не покрываемые другим общественным транспортом.

Маршрутные такси, как правило, приходят раньше обычного автобуса, троллейбуса или трамвая. Если маршрутные такси ходят по расписанию, то в расписании их рейсов обычно больше, чем «социальных» рейсов и приходятся они нередко на наиболее оживлённое время. Маршрутные такси обычно движутся быстро. Это достигается за счёт меньших габаритов и лучшей маневренности, более агрессивной манеры вождения, меньшего числа остановок на протяжении маршрута.

Но надо отметить, что маршрутные такси оттягивают на себя часть платежеспособных пассажиров, в ущерб муниципальному транспорту, вносят большую лепту в загрязнение атмосферы города выхлопными газами и являются крайне высокоаварийным видом транспорта.