Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Автобус в Санкт-Петербурге

Наиболее гибкий и легко адаптирующийся к дорожным условиям  вид городского транспорта – автобус. Основное преимущество автобуса – возможность быстро изменять существующие  и открывать новые маршруты. Он, как говорится, не привязан ни к проводам, ни к рельсам. Городские автобусные маршруты покрывают  весь  город, от центра до окраин. Именно автобусы первые начинают курсировать в новые районы, а троллейбусы, трамваи и метро появляются там гораздо позднее.

Но не всегда роль автобуса была  так очевидна. В конце 19 века, в Санкт-Петербурге,  очень популярна была конная  железная дорога с развитой сетью дорог.  Городская казна получала хороший доход от владельцев конки. Прошло много лет,  прежде чем автобус появился на улицах Петербурга.

Начиная с 1896 до 1906 года, в Городскую Управу и Городскую Думу Санкт-Петербурга  поступают многочисленные ходатайства и прошения о разрешении открыть движение омнибусов или экипажей с бензиновыми двигателями.  Все эти проекты  терпели неудачу, т.к.  либо не поддерживались властями, либо были плохо продуманы. Столичные власти не скрывали своих опасений  насчет нового вида транспорта. Они полагали, что омнибусы  станут  опасными конкурентами конке, а  улучшение сообщений  понизит  квартирную плату в центре, что нежелательно для домовладельцев.

Однако, автобусы все же  появились на петербургских улицах. 11 ноября 1907 года открылся первый  автомобильно-омнибусный маршрут: Александровский сад - Балтийский вокзал – Варшавский вокзал.  От слов АВТОмобиль и омниБУС появилось новое слово «автобус».

Совсем скоро после этого события открылся второй маршрут от  Александровского сада до  Витебского вокзала.  Этот маршрут имел одну курьезную особенность - доехав до Семеновского моста через Фонтанку, автобус останавливался  и всех пассажиров просили выйти,  чтобы  перейти мост пешком, а затем  продолжить поездку в автобусе. Дело в том, что машины того времени имели маломощные двигатели, что не позволяло груженому  автобусу заезжать на крутой мост.

В те годы автобус не получил широкого признания. В 1910 году  на улицах города курсировали всего 14 автобусов, принадлежащих Санкт-Петербургскому  товариществу автомобильно-омнибусного движения.  Городские власти выделили деньги и намеревались создать  государственный автобусный парк,  но начало Первой Мировой войны разрушило эти планы. Все автобусы Петербурга  отправили на фронт.

Вновь открытие автобусного движения произошло через 12 лет, уже в Ленинграде.
1 сентября 1926 года открылся первый городской маршрут – Детскосельский (Витебский) вокзал – сад Трудящихся (Александровский сад), а также пригородный – Ленинград – Курорт (Сестрорецк).

В 1928 году городской автобусный парк на Конюшенной площади состоял всего лишь  из 23 автобусов. Советская промышленность не могла  обеспечить страну необходимым количеством  техники, что вынуждало закупать дорогие, сложные в ремонте  машины за рубежом.

Первые автобусы ленинградского парка были германские «Fomag» с советскими кузовами, затем стали закупаться машины фирм  «Leyland», «Mannesman-Mulag», «SPA».  Эта техника  требовала больших затрат на ремонт и эксплуатацию. Нехватка запчастей, отсутствие технической  базы вызывали  частые сбои в работе.

Изменение ситуации произошло, когда крупные автозаводы страны начали серийное производство автобусов. Первыми городской автобусный парк пополнили Ленинградский (АТУЛ) и Ярославский (ЯГАЗ) заводы,  позднее  - московский ЗиС.

В 1933 году в городском автохозяйстве уже было 180 автобусов, курсирующих по 13-и  маршрутам.
До 1938 года  ленинградское  автобусное хозяйство  приносило убытки,  но уже в конце 30-х годов   становится прибыльным. За эти годы появились рабочие-специалисты,  была создана производственно- техническая база и  отлажена  диспетчерская служба.
Перед Великой Отечественной войной, на ленинградских  автобусных линиях  работало 220 автобусов на 30 маршрутах (включая пригородные),  протяженностью 398 км.

С началом  войны, большинство автобусов отправили на фронт. Оставшиеся в городе автобусы продолжали работать на маршрутах до осени 1941 года, перевозили военных, раненых, эвакуируемых из города. Когда  началась блокада Ленинграда, автобусная колонна работала на Дороге Жизни, на Ладожском озере. Из  окруженного города на автобусах вывезли более 200 тысяч человек. Возвращаясь обратно в город,  на автобусах везли боеприпасы и продовольствие.

За время блокады автобусный ленинградский парк понес серьезные потери,  оправиться от которых  потребовалось  время.

В марте 1945 года начались восстановительные работы  1-го автобусного парка, ремонт оставшейся в городе техники, оборудования. После окончания войны в Ленинград вернулись 116 автобусов, а в августе 1945 года  стало  постепенно возобновляться  движение по автобусным маршрутам.
Весь год после войны ленинградский завод АТУЛ занимался восстановлением и ремонтом пострадавших автобусов,  и только в 1946 году началось серийное производство новых автобусов вагонной компоновки.

Несмотря на тяжелую послевоенную ситуацию  в стране, ленинградский автобусный парк  постоянно пополнялся новой техникой. Это способствовало  наращиванию объемов   пассажирских  перевозок и  развитию маршрутной сети.
К октябрю 1948 года был восстановлен и начал свою работу второй автобусный парк, а к марту 1957 года  построен и открыт  новый,  третий,  городской автобусный парк.

В 1957 г на Сенной  площади (тогда площадь Мира), открылся автовокзал пригородных и междугородных сообщений.
В 1958 году  в городском автохозяйстве насчитывалось 1064 автобуса, которые обслуживали 129 маршрутов  общей  протяженностью  5832 км, включая 50 городских маршрутов, длиной 536 км.

Активно развивались пригородное и  междугородное направления. Для маршрутов дальнего следования в 1963 году открылся второй автовокзал, на Обводном канале.

Сами автобусы становятся все более комфортабельными. Например, «Икарусы»  были оборудованы  откидными креслами, персональным освещением, пепельницами. Пассажирам предлагается больше сопутствующих услуг – буфеты в междугородних автобусах,  официанты, музыка.  
Появлялись на ленинградских улицах и новые советские автобусы - ЛИАЗ-677 и  ЗИЛ-159.

Начиная с  2001 года на маршрутах  Санкт-Петербурга можно встретить новые модели автобусов МАЗ, ПАЗ, Икарус,  Волжанин, Scania, Hyuhdai-Chorus.

В середине 90-х  на помощь муниципальным автобусам пришли коммерческие, которые отличаются большим комфортом и гибкостью маршрутов.
Так, в Санкт-Петербурге, в настоящее время, действует 376  социальных маршрута, из которых 194 маршрута городских, протяженностью 1974 км, 138 маршрута пригородных и 44 – междугородных.
Коммерческие автобусы предлагают 446 маршрута, протяженностью 4378 км.