Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Финляндский вокзал

Железная дорога, связывающая Петербург и Финляндию, была построена во второй половине XIX века финскими инженерами. Правительство России выдало им кредит на строительство этой железнодорожной магистрали. Работы по прокладке железной дороги шли в течение восьми лет. Новая железная дорога, перешла в собственность Финляндии, поэтому на ней долгое время работали только финны. 

Вокзал в Петербурге строился совместно русскими и финскими зодчими: проект здания был разработан русским архитектором П.С. Купинским, а отделкой внутренних интерьеров занимались финские мастера – В. Вестлинг и П. Дегенер. Одноэтажное здание вокзала было простым, и по сравнению с другими вокзалами Петербурга – очень скромным. Помещения для императорской семьи были двухэтажными, однако тоже выделялись отсутствием каких-либо архитектурных украшений. Однако залы ожидания и помещения для багажа были достаточно удобными.

В начале XX века участок Финляндской железной дороги, проходившей через жилые районы столицы (что создавало большие неудобства жителям города), был реконструирован: в местах пересечения с улицами города железную дорогу подняли над землей. От Финляндского вокзала начали также отправляться поезда в Сестрорецк, в поселки Озерки, Ириновку и Борисову Гриву.

Накануне Октябрьской революции на Финляндский вокзал Петербурга тайно приехал из Европы В.И. Ленин - он переоделся кочегаром поезда.  В память об этом событии на площади перед вокзалом установили памятник Ленину работы скульптора С.А. Евсеева. Площадь перед вокзалом также назвали в честь вождя. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда от Финляндского вокзала до Ладожского озера проходил первый участок «Дороги жизни». С вокзала из осажденного Ленинграда вывозились эвакуируемые люди, а после прорыва блокады суда стали приходить поезда с продуктами и другими важными грузами.

Во время войны Финляндский вокзал сильно пострадал от бомбежек, но продолжал функционировать. Недалеко от перрона вокзала установлен первый километровый столб железнодорожной ветки «Дороги жизни» (всего по проекту архитектора М.Н. Мейселя было установлено 36 таких столбов).

После войны вся привокзальная территория была реконструирована: вокзал отстроен заново, площадь Ленина расширена, памятник передвинули ближе к Неве. Над проектом нового здания Финляндского вокзала работали архитекторы П.А. Ашастин, Н.В. Баранов и Я.Н. Лукин, а также инженер И.А. Рыбин. Облик вокзала заметно изменился. Центральный ризалит старого здания был включен в один из корпусов нового вокзала. Главный фасад решен достаточно просто и строго, он завершен прямоугольной башней со шпилем, на котором установили часы современного дизайна. Плоскость фасада здания прорезают семнадцать остекленных вертикальных проемов. Над ними расположены скульптурные рельефы на темы революции 1917 года, выполненные студентами Художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной. Железобетонное перекрытие кассового зала – одно из первых перекрытий такого вида в городе. Позже в левое крыло вокзала встроили наземный вестибюль станции метро Площадь Ленина.

Во время реконструкции здания на вокзале появился музейный экспонат – паровоз № 293, на котором приехал в Россию В.И. Ленин. Его нашли на свалке старых поездов в Финляндии, он был отремонтирован и подарен советскому правительству. Паровоз установили в специальный стеклянный павильон перед входом на платформы.

С Финляндским вокзалом связано несколько удивительных, даже мистических совпадений. Так, строительство Финляндской железной дороги было завершено в  1870 году – то есть в год рождения В.И. Ленина. Кроме того, улица, на которой находится вокзал, называлась в то время Симбирской – в честь родного города Ленина Симбирска (в советские времена он был переименован в Ульяновск).