Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культурная деятельность. Часть III

00 1001Особое место в блокадной летописи занимает деятельность ленинградского Радиокомитета. Все радиоприемники население сдало еще в первые недели войны, и черные тарелки репродукторов становятся главным общедоступным источником информации, а после того, как замкнулось блокадное кольцо, едва ли не единственным. По радио передают не только сводки с фронта (которые, конечно, слушают с наибольшим вниманием), в эфире в исполнении артистов звучат стихи, идут радиоспектакли, свои произведения читают писатели и поэты, транслируется классическая и популярная музыка.

Если в мирные дни ленинградское радио транслировало передачи центрального вещания и широко использовало газетные материалы, то с осени 1941-го принимать Москву почти не удается, и большинство передач - оригинальные. Из газет также брали немногое. Но не потому, что в прессе не было значительных статей. Дело в специфике радио - важно не только содержание сообщения диктора (или речи писателя, военного, артиста), но еще важнее то, что он выступает сам.

Передатчик радиостанции РВ-70   

Большие трудности были связаны с обеспечением технического процесса радиовещания. В начале блокады на радиоузле ленинградского радио основные радиовещательные станции (длинноволнового диапазона) РВ-53 и Островки прекратили свою работу. Осталась одна РВ-70 (средневолновая) с ограниченной мощностью и небольшим радиусом приема. Требовалось срочно перейти на вещание на коротких волнах. Однако необходимых для этого передатчиков в Ленинграде не было. В кратчайший срок была проделана большая и сложная работа: УКВ телевизионный передатчик (выполняющий совершенно иные функции) был приспособлен для нужного диапазона вещания и пущен в эксплуатацию. Несмотря на то, что отлично видимые 100-метровые радиомачты подвергались ежедневным бомбежкам и обстрелам, РВ-70, оснащенная коротковолновым передатчиком, работала непрерывно. (В часы воздушной тревоги репродукторы замолкали - городская сеть подключалась к центру местной ПВО). Именно тогда, в дни штурма города (10-18.09.41), когда все нити, связывающие его со страной, были оборваны, в эфир стали выходить первые передачи "Говорит Ленинград", сообщающие всему миру, что город жив и не сдается - радио первым прорвало блокаду.

Осенью 1941-го состоялась радиоперекличка 2-х городов-героев: Ленинграда и Севастополя: ленинградцы слушали голоса О. Берггольц, В. Инбер, В. Вишневского, Н. Тихонова, А. Ахматовой, А. Прокофьева, Д. Шостаковича и др.

   Поэт Ольга Берггольц, в годы войны 
ведущая передач Ленинградского радио

Редакторам ленинградского радио помимо всего прочего приходилось быть курьерами, бойцами команды МПВО, трудиться в составе рабочего батальона, дежурить по отоплению (ломать мебель на растопку). Не легче было и тем, кто не мог покинуть свое место: так бессменно сутками приходилось сидеть у радиоприемника стенографистам, слушающим сводки информбюро (слышимость была отвратительная, текст повторяли трижды). Наравне с остальными сотрудниками Радиокомитета приняли на себя блокадные тяготы и музыканты его симфонического оркестра. Они жили в здании Дома радио на казарменном положении (тушили зажигалки, разбирали завалы, участвовали в оборонительных работах), а осенью 1941-го, когда оркестр возобновил свои выступления, стали еще репетировать и выступать с концертами. К зиме 1941/42 многие были совершенно нетрудоспособны (т.к. получали самую низкую норму снабжения - паек служащего). За годы блокады коллектив Радиокомитета не досчитался многих своих сотрудников.

В начале войны на ленинградском радио работало 540 человек, из которых 156 ушли в народное ополчение, некоторые эвакуировались. На 01.01.42 в штате Радиокомитета состояло 349 человек. Фактически для радио работало еще несколько писателей.

К весне 1942 г. из музыкантов Большого симфонического оркестра Радиокомитета умерло 27 человек. 123 человека - цифра погибших работников Радиокомитета.

 

Текст подготовила Анна Тирле