Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Морской канал в Ораниенбауме

 

Морской канал в Ораниенбауме - часть дворцово-паркового ансамбля, строительство которого началось в 1711 году для Александра Даниловича Меншикова – ближайшего сподвижника Петра l. Дворцы Петровской эпохи, которые строились в Петербурге, и вдоль побережья залива до середины 18 века имели «водный подъезд», заканчивавшийся ковшом и дворцовой пристанью. Гости прибывали во дворец на небольших судах. Таким было желание царя Петра, мечтавшего видеть новую столицу настоящим символом морской державы. Мода на такое обустройство морских резиденций имела и практическую причину – это был самый надежный способ транспортного сообщения. Ведь южный берег залива представлял собой топкий, заболоченный участок, осушение которого требовало длительного и кропотливого труда из-за частых наводнений. Небольшие суда могли заходить вглубь побережья более чем на 1 км, перевозя необходимые для дворца товары.

До окончания Северной войны Морской канал активно использовался для снабжения Российского флота. С наступлением опалы Меньшикова его земли и канал были конфискованы в казну и отданы Морскому ведомству. Морской канал в Ораниенбауме около 150 лет служил для почтовых сообщений с Кронштадтом, пока в середине 19 века не было устроено регулярное пароходное сообщение, для нужд которого выстроили новую пристань. С тех пор канал потерял свою значимость как транспортная артерия. Тогда же дворец в Ораниенбауме перешел во владение Великой княгини Елены Павловны, а после – её потомкам. С приходом Советской власти дворец и парковая территория переходили в ведомство Сельскохозяйственного училища, Лесного техникума, Военно-Морского флота. И лишь в 1995 году дворец, парковая территория и Морской канал, стали частью музея-заповедника «Петергоф».