Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Неоклассицизм по-советски: градостроительство. Часть I

Глобальные экономические, социальные и др. изменения в стране, в ходе которых СССР в течение одного десятилетия (1928-1938 гг.) изменился до неузнаваемости, превратившись к началу ВОВ в тоталитарное государство, естественным образом наложили характерные черты и на архитектурный облик Ленинграда.

Несмотря на то, что город по-прежнему остро нуждался в дешёвом, удобном, быстро возводимом жилье, конструктивистский стиль, господствовавший в градостроительстве и неплохо справлявшийся доселе с этими задачами, с середины 1930-х гг., сдаёт свои позиции и уступает место неоклассицизму.


Последним приветом, можно сказать апофеозом конструктивизма, стали здания ДК им. Газа на проспекте Стачек (сооружённое по проекту архитекторов Гегелло и Кричевского) и кинотеатра "Гигант" на площади Калинина, рассчитанного на 1 400 мест. (Его открытие состоялось 15.01.1935).

Кинотеатр «Гигант». 1935 г.   

Это явление вполне соответствовало духу времени. Неоклассическая манера принимается за образец при постройке самых разнообразных по функциональному назначению объектов. Так, в 1934-1939 гг. архитекторы Н. Митурич и В. Макашев возводят в стиле неоклассицизма здание для театра им. Ленинского комсомола. С использованием мотивов того же стиля архитектором Б. Рубаненко на Невском, 4 выстроена школа. Влияние классики несёт на себе громадный жилой дом на Московском проспекте, 79 (архитекторы: Л. Ильин и А Арнольд) и многие другие постройки этого периода.

Однако стремление к развитию архитектурного наследия в условиях советской действительности не всегда находило гармоничное выражение. Хорошим тоном становятся средства, нарочито демонстрирующие монументальность - дома украшаются неестественно могучими колоннадами и портиками, имитируется крупная кладка, создаются тяжеловесные балюстрады, эффектные фронтоны - короче говоря, в ходу весь арсенал парадного зодчества.

Одним из образцов такой помпезной архитектуры является выстроенное в 1938 г. на Московском проспекте эффектное здание Дома пушнины (арх. Д. Фридман). Стремлением к внешней парадности "грешат" и отдельные дома на площади Революции, проспекте Стачек и в других местах.

Подобные веяния одни специалисты оправдывали, называя это естественной реакцией на предельно лаконичные формы конструктивизма. Другие объясняли тягу к монументализму необходимостью органичного сочетания стиля старого Петербурга с архитектурой новых районов Ленинграда. Рассуждали так: поскольку выдающиеся архитектурные ансамбли старого города формировались дворцами и соборами, крупными общественными зданиями, а в новых районах в основном строились жилые дома, то этим домам для большей архитектурной выразительности следует придать торжественность и пышность.
Так, в 1937 г. на Кировского проспекте (Каменноостровском), 69-71 был построен жилой дом для работников Всесоюзного института экспериментальной медицины.

Автор проекта, архитектор Н. Лансере использовал мотивы неоклассицизма, отчего дом удачно вписался в застройку проспекта.
Вместе с тем за первые 2 десятилетия советской власти Ленинград лишился свыше 20-ти памятников монументальной скульптуры, в т.ч.: семи памятников Петру I (основателю города), двух - Александру II (царю-освободителю, отменившему крепостное право), памятника Александру I (победителю Наполеона и основателю Царскосельского лицея). В 1939 г. с площади Восстания (перед Московским вокзалом) был снят памятник Александру III. Его перенесли во двор Русского музея. (Музей принял его на хранение 22.02.1939). Сейчас эта скульптура стоит во дворе Мраморного дворца.

Текст подготовила Анна Тирле