Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Открытие Царскосельской железной дороги

Первая в России железная дорога был проложена между Санкт-Петербургом и Павловском через Царское Село. День ее торжественного открытия 30 октября 1837 года считается началом железнодорожных перевозок в России.

Вопрос о строительстве железных дорог в 30-е годы 19 века горячо обсуждался в Европе и в Америке, многие понимали, что успешное развитие экономики любой страны невозможно без этого нового вида транспорта. У противников тоже были самые разные аргументы: одна из американских газет писала, например: "Общеизвестен тот факт, что пассажиры от быстрого движения в поездах теряют память. Многие деловые люди по прибытии на место забывали о цели своей поездки, и приходилось писать домой, чтобы узнать, зачем они приехали".

В России вопрос о новом виде транспорта тоже вызывал немало споров. От российских инженеров поступали предложения по строительству железной дороги, они обсуждались государственными деятелями, промышленниками, купцами. По сути, этот вопрос имел даже политический характер: защитники крепостного права видели в развитии железных дорог угрозу распространения "либерализма, демократических идей и других опасных явлений…".

   Франц Антон фон Герстнер   

В 1834 году в Россию приехал профессор Венского университета чех по национальности Ф. Герстнер. Он подал на имя Николая I докладную записку о необходимости строительства в стране железных дорог между Петербургом и Москвой, Москвой и Нижним Новгородом, Москвой и Одессой, при этом особый акцент сделал на военно-стратегическом значении этих проектов. Для начала Герстнер предложил построить небольшой пробный участок дороги между Петербургом и Павловском. Герстнер сумел добиться аудиенции у царя и практически уговорить его, при этом немаловажным для Николая I аргументом стало его стремление выглядеть просвещенным монархом в глазах европейских правителей. 

Строительные работы начались в мае 1836 года. Почти вся дорога должна была располагаться на насыпи, на ней по проекту нужно было сделать несколько небольших мостов. Уже в августе приступили к укладке полотна, ширина его колеи была 6 футов (1829 мм) - по размеру расстояния между колесами экипажей, рассчитанных на использование конной тяги.

Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт 30 октября 1837 года, а к следующему лету его продлили до Павловска. Первый поезд, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал сам царь, прошел расстояние от Петербурга дот Царского Села за 35 минут. Первые паровозы были закуплены в Англии, и носили звучные имена "Богатырь", "Слон", "Лев", "Орел", "Сокол", через год появился первый российский паровоз с именем "Проворный". Даже само слово "паровоз" прижилось не сразу, вначале употребляли название "сухопутный пароход".

   Музыкальный вечер в Павловском вокзале   

Tzarskoselskay gel dor2

Первая железная дорога не имела серьезного практического значения. Боле того, Герстнер предполагал, что ее из-за небольшого потока пассажиров ее эксплуатация будет экономически невыгодной. Поэтому он предложил построить на конечном пункте здание "воксала" - так в Европе называли тогда заведение для отдыха и развлечений. Первое такое заведение появилось в Англии и принадлежало Джейн Вокс, по имени владелицы его и стали называть Wauxhall.

 

Вокзал в Павловске был музыкальным - летом здесь устраивались концерты, и публика из Петербурга приезжала по железной дороге в Павловск, чтобы послушать музыку. Именно в Павловском вокзале на протяжении нескольких сезонов давал свои концерты знаменитый Иоганн Штраус. Увеселительный "воксал" в Павловске был конечной станцией железнодорожных путей, и постепенно само слово утратило первоначальное значение, превратившись в "вокзал" - так стали называть здания для пассажиров на всех железнодорожных станциях России.

Памятная медаль в честь открытия   
Царскосельской железной дороги   

 

Мы сегодня не можем даже вообразить, какое волнение и смятение овладевали первыми пассажирами Царскосельской железной дороги, когда они отправлялись в "рискованное" путешествие. Всем хорошо известна "Попутная песня" М. Глинки на стихи Н. Кукольника, в которой об этом рассказывается как нельзя лучше:

 

"Дым столбом, кипит - дымится пароход,
Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье….
Веселится и ликует весь народ,
И быстрее, шибче воли, поезд мчится в чистом поле.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно:
"О, Боже, как долго!"

 Tzarskoselskay gel dor

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше:
1.Чарноцкая Л.П. Железная дорога от А до Я. М., 1980
2.Знзинов Н.А. От Петербург - Московской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986
3. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины 19 века. Л., 1990