Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Установка скульптурных групп Укротители коней на Аничковом мосту

История Аничкова моста началась в самые первые годы существования Петербурга. По только что проложенной Большой першпективной дороге подвозили материалы для строительства Адмиралтейства, по ней же ехали к Новгородской дороге, на Москву. Еще в 1715 году в специальном указе Петра появились строчки: ".. на Фонтанной реке по першпективе сделать мост". Недалеко от нового моста стояла воинская часть, которой командовал полковник М. Аничков, солдаты этой части тоже принимали участие в строительстве, а фамилия их командира постепенно стала названием моста. Фонтанка долго считалась границей города, и возле нового моста, на левом берегу реки, расположилась городская застава, на которой проверяли документы у всех въезжающих в Петербург. 

 Портрет скульптора Петра Карловича Клодта

Город рос, все оживленнее становилась его главная улица. Рядом с Фонтанкой во времена Елизаветы Петровны построили большой дворец, который тоже назвали Аничковым. Мост тоже не раз реконструировали и перестраивали, почти 70 лет он был деревянным, а в 1785 году стал каменным трехпролетным, с каменными обелисками с обеих сторон. О том, как выглядел Аничков мост в начале 19 века, мы можем судить по сохранившемуся с тех времен Чернышеву мосту через Фонтанку.

В 1839 году приняли решение о новой перестройке моста: он стал слишком узким для постоянного оживленного движения по Невскому проспекту. Проект капитальной перестройки разработали инженеры И. Бутац и А. Готман. На мосту установили литые чугунные перила с изображением морских коньков и русалок, а, кроме того, его решили украсить скульптурными группами "Укротители коней", выполненными П. Клодтом. Эти скульптуры были заказаны мастеру для установки на пристани между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но обстоятельства сложились так, что на пристани установили порфировые вазы.

Весна 1945 года.
Знаменитых коней Клодта достают
из укрытия в саду Аничкова дворца

П. Клодт был в 30-е годы 19 века уже известным скульптором: его "Колесница Победы", установленная на Нарвских триумфальных воротах, произвела впечатление на всех. Когда реконструкция Аничкова моста заканчивалась, Клодт сам предложил использовать для его оформления своих "Укротителей коней". Его предложение приняли, и мастер приступил к изготовлению моделей в натуральную величину. Клодту пришлось самому заниматься и отливкой скульптур.  

 П. Клодт. Скульптурные группы «Укротители коней»

В ноябре 1841 года на специальный пьедестал с западной стороны моста установили первую скульптуру, затем вторую. На противоположных, восточных устоях моста встали гипсовые повторения скульптур, раскрашенные под бронзу. 

Новый Аничков мост был открыт. Успех конных скульптур Клодта был необычайным. Один из современников писал: "Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире… Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост!"

Через год Клодт отлил из бронзы копии скульптур для противоположной стороны моста, но установить их не успели: Николай I решил сделать подарок прусскому королю, и бронзовые копии "Укротителей коней" были отправлены в Германию. К 1844 году гипсовых коней, стоящих на восточной стороне моста, заменили, наконец, на бронзовых, но и те простояли недолго: в 1846 году они тоже стали подарком и "уехали" в Неаполь. Клодт не стал делать новых бронзовых копий, у него появился новый замысел: создать для украшения моста новые композиции, которые развивали бы тему первых. Планы скульптора осуществились к 1850 году, когда на Аничковом мосту появился поистине уникальный ансамбль. 

Все четыре конные группы на мосту выстроены в единую логическую последовательность, суть которой точно отражены в названии "Укротители коней". Каждая скульптура - новый этап борьбы человека со стихией природы и победы над ней. Стройный юноша сдерживает необъезженного коня, тот вырывается, поднимается на дыбы, человек не в силах сдержать разъяренное животное, падает на землю, но не выпускает из рук узды. Человек побеждает, он твердо и уверенно ведет покоренного коня рядом с собой.

Знаменитым скульптурам пришлось только раз покинуть свои места у Аничкова моста: осенью 1941 года, когда фашисты подошли к Ленинграду, и город подвергался постоянным обстрелам, уникальные городские памятники старались надежно укрыть. "Укротители коней" сняли с постаментов и спрятали в глубокие ямы в саду возле Аничкова дворца. Только весной 1945 года скульптуры снова возвратили на прежние места в центре Невского проспекта. О тяжелых блокадных днях напоминают сегодня выбоины на пьедесталах "Укротителей коней".

Прекрасные кони на Аничковом мосту стали такой же визитной карточкой Санкт-Петербурга, как и кораблик Адмиралтейства или шпиль Петропавловского собора.

  

Текст подготовила Галина Дрегуляс

  

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Л., 1986
2. Пунин А.Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971
3. Клодт Г. "Лепил и отливал Петр Клодт…" М., 1989