Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Зимняя канавка - Уголок романтики в Санкт-Петербурге

Зимняя канавка-канал, прорытый по утвержденному Петром I плану в 1718—1719 годах. Он прорыт для объединения Невы с рекой Мойкой в единую водную артерию. Сооружен с таким учетом, чтобы император усаживался в шлюпку и плыл по многочисленным делам прямо от своего личного дворца. Длина всего 228 м, канал считается одним из самых маленьких в Санкт-Петербурге. Над Зимней канавкой сооружены три моста. В 1987 году асфальт набережной заменили на брусчатку, перевезенную с площади Труда.

Легенда

Эрмитажный мост Зимней канавки носит неофициальное наименование «Мостик Лизы». Название появляется после премьеры оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Некая девушка Юлия Перова, кинулась с мостика ввиду неразделенного чувства. Композитор, узнав об этом случае из прессы, решил, что героиня Лиза покончит жизнь именно здесь, когда от нее убегает сошедший с ума Герман. В повести А.С. Пушкина, на основе которой создавалась опера, такого сюжета не было.

История названия

Самый первый топоним каналу присвоили в 1738 году. Официально его назвали Старый Дворцовый канал по имени служебной резиденции Петра I. Потом в 1780-х годах переименовали в Зимнедомский (Зимнедворцовый). Современное название за каналом закрепилось с 1828 года. Уже в 1720 году береговая подпорка у палат Петра I была выложена гранитом. Она считается одной из первых гранитных набережных-причалов города. В 1782-84 годах берега Зимней канавки обложили гранитным булыжником и оградили чугунными решетками, изготовленными на основании проекта скульптора Иоганна Дункера, которые представляли собой замковые двери и окна эпохи Реставрации.

Интересное

По окончании сооружения канала бригадой мастера Василия Озерова сразу приступили к строительству 3 подъемных мостов:

  • Эрмитажного;
  • Зимнинего моста;
  • 2-го Зимнего моста.

Первым в XVIII веке построили Эрмитажный. В 1718-1720 годах это был деревянный подъемный мост. Располагался он на Дворцовой набережной, поэтому изначально сооружение наименовали Зимнедворцовым, потом в конце века переименовали на Дворцовый. В 1775 году возвели здание Малого Эрмитажа, в 1775 году- Старый Эрмитаж, мосту дали новое имя -Эрмитажный. Этот мост был первым каменным, построенным в Санкт-Петербурге,мост имеет общую длину 22,1 м, ширину 15,2 м. С этим же местом связывают еще одну курьезную легенду. Между Большим Эрмитажем и Эрмитажным театром во время правления Екатерины II выстроили арку-галерею. Утверждают, что когда переход- галерея была сооружена архитектором Д.Кваренги, недруги распространили слух о непрочности постройки. Поддерживая архитектора, Екатерина II распорядилась устроить там столы для торжественного пира. Арка выдержала нагрузку вопреки вымыслам. Правда, современные исследователи уверены, что создателем знаменитого перехода-галереи является архитектор Юрий (Георг) Фельтен.

Первый Зимний мост появился в районе Немецкой слободы. Изначально был выстроен в 1718-1720 годах деревянным подъемным, а затем перестроен в трехпролетный. По находившемуся рядом району назван Немецким.В 1783 году на этом месте возвели каменный мост с длиной 19,4 м и шириной 21,2 м. При возведении Мраморного дворца Красный канал, располагавшийся рядом, засыпали, а мост переместили на Зимнюю канавку при взаимопересечении ее с Большой Миллионной улицей и назвали Миллионным. Предположительно авторами проекта стали зодчие И. Л. России Ю. М. Фельтен. Сегодняшнее наименование мост приобрел только в 1940 году.

На набережной реки Мойки построен Второй Зимний мост, появившийся в середине ХХ века, но повторяющий Первый. По этому наплавному мосту во время демонстраций жители города маршировали с Дворцовой площади. Потом в 1940 году его построили из дерева. В 1964 году инженер В.Ксенофонтов разработал проект железобетонного моста, выложенного гранитом, который во всех отношениях соответствовал внешнему стилю Первого Зимнего. Его длина 2,5 м, ширина 10 м. И гранитные парапеты, и арки построены со стилизацией под имперский XVIII век. Новый мост как нельзя лучше вписался в окружающую архитектуру и производит впечатление старинного.

Чтобы полюбоваться на старым уголком Санкт-Петербурга, легко дойти пешком от станции метро «Адмиралтейская». Под сводами мостов Зимней канавки откроется красивейшая прямая панорама на Неву