Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Основатель и покровитель: Медный всадник в Санкт-Петербурге (Памятник Петру I на площади Декабристов (Сенатской))

Медный всадник в Санкт-Петербурге - монументальный памятник Петру I, навеки закрепивший деяния и подвиги этой великой личности в памяти потомков. Екатерина II заказала конную статую своего правителя предшественника с целью почтить его память - монумент должен был стать главным украшением Сенатской площади, что и случилось. Медный всадник и сейчас украшает одну из центральных площадей города, такой же величественный и нерушимый.

Нынешняя Сенатская площадь в Санкт-Петербурге будто специально создана для монумента. Повидавшая столько событий, она прекрасно подходит для размещения статуи одного из величайших правителей русских, последнего царя и первого императора Всероссийского.

Огромный постамент памятника носит надпись-посвящение от Екатерины II Петру. Этим жестом великая императрица ещё раз подчёркивала параллели между своими и Петровыми политическими решениями и ходами, стараясь утвердить идею преемственности как можно сильнее. Надпись на памятнике, к тому моменту уже ставшим городским и государственным достоянием, как нельзя лучше служила этой цели.

История создания

Медный всадник - второй конный памятник русскому правителю, но создавался он с усилиями, даже сейчас впечатляющими воображение. Над одной только концепцией памятника размышляли Екатерина II, её доверенный философ Дени Дидро, а также знаменитый Вольтер. На роль ваятеля был призван Этьен Фальконе, который принялся за свою работу с ожидаемым уважением, даже благоговением перед возможностью увековечить такую венценосную личность в камне и бронзе.

Именно бронзе - из неё сделан памятник, хоть название говорит обратное. Для нас это несоответствие, но во времена отливки и установки монумента слово "медь" в отношении бронзы допускалось и повсеместно использовалось. Постамент был обтёсан Фальконе из цельного камня-мегалита, так как призван был символизировать всё то грубое, дикое и непокорное, над чем возвышался император как в виде статуи, так и при жизни.

Памятник символизирует жизнь монарха с двумя параллельными линиями достижений - путей великого монарха-просветителя и полководца. Скульптор намеренно не стал акцентировать внимание на этом, предпочитая ограничиться простыми и ёмкими символами. К примеру, отлит Пётр в простой одежде, "единой для мужей и царей", а о военных подвигах его говорит только меч на поясе. Вместо седла император сидит на медвежьей шкуре - символе страны, которая была ему вверена. Задние ноги лошади обвивает змея - метафорическое изображение всех каверз, интриг и заговоров против правителя, которая была добавлена уже с подачи ректора Академии Художеств, Фёдора Гордеева.

Отливка такой фигуры из бронзы была для Фальконе если не непосильной, то весьма сложной задачей. За помощником в этом деле он послал во Францию, но по итогам помощью остался недоволен и всю основную работу всё же сделал самостоятельно. В 1768-1770-ых годах скульптором с некоторой помощью была закончена гипсовая заготовка - его ученица, скульптор-портретист Мари Анн Колло, вылепила голову монарха. Фёдор Гордеев, как говорилось ранее, лично добавил змею.

Самый важный этап - отливка, осуществлялся под руководством Василия Екимова, мастера литейных дел. Для масштабных работ выделили подходящую мастерскую, тронный зал тогда не использовавшего деревянного Зимнего дворца. К Фальконе в помощь были приставлены другие ваятели, а также архитектор, необходимость в консультации которого возникла сразу же, как стали ясны будущие масштабы памятника.

Постамент из Гром-камня

Большую часть массы памятника занимает как раз его постамент - огромный камень, который был найден в окрестностях Санкт-Петербурга (деревня Конная Лахта) с помощью одного из крестьян-поставщиков строительного камня в столицу. Своё название глыба приобрела из-за того, что однажды в неё ударила молния, отколов кусок и придав подходящую форму, из-за которой она и была выбрана. Ещё часть материала отсекли по дороге как ненужную - для экономии времени работы над камнем велись прямо в процессе его транспортировки, пока Екатерина не приказала прекратить обработку до прибытия в Петербург.

Транспортировка камня причинила серьёзные трудности и финансовые траты - пришлось дожидаться зимы, чтобы подмёрзшая почва выдержала тяжесть, вытащить его из земли также было непросто. Оставшуюся после камня вмятину в земле заполнила вода, образовав существующий до сих пор Петровский пруд. Конную Лахту и Петербург разделяли почти 8 километров, в том числе и по воде. В Финском заливе, куда глыбу дотащили спустя только 4 месяца, её погрузили на специально для этого спроектированный корабль. Перевозка камня в столицу длилась около года и только в самом Петербурге он был окончательно обтёсан, утратив большую часть своего изначального объёма.

Не все были довольны таким решением, так как изначально предполагалось, что камень не будет подвергаться обработке, чтобы лучше соответствовать тематике скульптуры.

Отливка памятника

Основные работы по отливке длились два года (с 1775 по 1777). Сначала работа велась над нижней частью, по многочисленным городским легендам не без трудностей - говорят, во время работы лопнула одна из труб для подачи бронзы, но всё обошлось и скульптуру чудом спасли. Верхние части (не все, большинство) дорабатывал сам Фальконе, а перед самым своим вынужденным выездом из страны в 1778 году оставил на одной из складок плаща императора надпись, свидетельствующую о его авторском вкладе.

Уезжая, Фальконе забрал с собой все важные для работы чертежи, механические расчёты, что и замедлило работу над памятником для его последователя - Екатериной на его место был нанят Георг (Юрий) Фельтен, который окончательно завершил работу над памятником в 1782 году. На торжественную церемонию открытия монумента Фальконе даже не был приглашён, хоть и остался в истории как полноправный автор скульптуры.

Таким образом, с 1766 (приглашение Фальконе к работе над статуей) до 1782 (торжественное открытие уже без первоначального ваятеля), прошло 16 долгих лет. За это время памятник заранее полюбился всем жителям и гостям столицы, оброс многими городскими легендами и стал легендой сам.

Легенды и мифы вокруг Медного всадника

Удивительный по тем временам памятник, казалось, невозможное для человека творение, мгновенно был окружён мистическими слухами и россказнями разной степени правдивости - неудивительно, учитывая то, как впечатлены были люди той эпохи таким напоминанием о великом императоре.

Легенда о майоре Батурине

Как известно, в 1812 году Российская империя сражалась с французской армией на своих территориях. Угроза была достаточно серьёзной и действующий правитель - Александр I, будучи всерьёз обеспокоенным судьбой исторических и культурных реликвий столицы, поручил доверенным людям вывезти большую их часть в безопасное место. Статуя в честь Петра не стала исключением, её эвакуация уже была делом решённым и профинансированным - были выделены несколько тысяч рублей.

В то же время через князя Голицина, друга государя, некий майор Батурин наконец-то добился возможности рассказать о странном сне, который его преследует уже долгое время. Во сне Батурину видится, что с Сенатской площади император съезжает со своего постамента, едет по улицам Петербурга прямо к резиденции Александра, а встретив его, упрекает: "До чего ты довёл мою Россию, но покуда я на месте - беды не будет!", после чего возвращается на постамент. Удивлённый Александр, выслушав пересказ от своего друга, отменил приказ о перевозке статуи.

Именно эта городская легенда, по предположениям и рассказам современников, легла в основу повести А.С. Пушкина "Медный всадник", ещё больше укрепившись в народе.

Благословение от государя

Фальконе выполнил свою работу на совесть, но, как говорят современники, тому была особая причина и мотивация. Среди народа долгое время ходила легенда о том, что для лучшего понимания образа Петра знаменитый скульптор, помимо тщательного изучения архивов и сотен личных встреч с приближёнными почившего императора, проводил ночь в личной спальне правителя.

Там, как говорят, ему явился дух Петра, с которым напуганный и радостный одновременно Фальконе провёл долгие часы в беседе, пообещав ему воздвигнуть величайший памятник, по настоящему достойный его военного и политического гения.

Любимая лошадь

Некоторое время бытовала интересная версия о происхождении не менее важной в скульптурном плане части памятника - фигуры лошади. У Петра, как и у многих великих полководцев, была любимая лошадь. Животное было куплено им спонтанно и названо Лизеттой. Император не пожалел о покупке - кобыла была его верным и надёжным другом около десятка лет, беспрекословно подчиняясь хозяину. После смерти Лизетта была запечатлена в веках в виде чучела.

Фальконе, как говорили некоторые, взял за основу коня на постаменте любимую лошадь императора - казалось бы, что может быть логичнее? К сожалению, эта легенда не правдива. В процессе подготовки зарисовок и чертежей скульптор опирался на живых лошадей с императорской конюшни - животные позировали ему с подачи всадников-гвардейцев.

Интересные факты и принятие памятника в обществе

Известно, что ещё ни один существующий правитель не получал от населения стопроцентной поддержки. Петр I, несмотря на все свои достижения, подвергался критике за реформы. По большей части критика исходила от той части населения, которая осознать необходимость, важность или хотя бы первопричину проводимых реформа не могла - крестьяне и бедное мещанство. Так как Российская империя была очень большой страной, новости в глубинки доходили очень медленно, зачастую в искажённом виде, что тут же подхватывало "тёмное" население, переиначивая всё по своему усмотрению.Так, например, появилось мнение о том, что статуя - сам Пётр и есть. А окаменел он от безбожной жизни, за что и был немедленно наказан.

Попадались даже откровенно дикие заявления о том, что установленный государю памятник - не что иное, как предвестник конца света, олицетворение всадника апокалипсиса. Огромное расслоение социальной среды в плане культурного и социального развития в России тех времён давало о себе знать.

Ещё интересным можно назвать совпадение направлений - Пётр указывает рукой как раз в ту сторону, где расположен Стокгольм. В времена тех событий на политической арене Швеция была основным противником и самым опасным соперником Российской империи. Победоносная поза, в которой изображён император, как бы говорит о намерениях и настроениях России против своего противника. Что любопытно, памятник Карлу XII, установленный в Стокгольме, также указывает в сторону России, и не куда-нибудь, а на Санкт-Петербург.

Екатерина II памятником очень гордилась. Решением его установить она не только хотела увековечить предка для потомков, но и напомнить множеству иностранцев в столице о силе, величии и свободном духе её страны.

 

Медный всадник и сейчас остаётся одной из основных достопримечательностей Петербурга. Мало какой турист зайдёт на Сенатскую площадь, не отдав дани уважения как императору, так и мастерству скульптора - памятник действительно выдающийся и стоящий внимания.