Создание Летнего сада в Петербурге началось в мае 1704 года. Планировкой сада и постройкой садовых сооружений занимались такие известные архитекторы, как М.Г. Земцов, И.М. Матвеев, Ж.Б. Леблон, Ф.Б. Растрелли. В 1707 -1708 годах в сад были доставлены первые статуи из окрестностей Львова, а в 1716 -1723 годах были приобретены статуи из Италии. Скульптуры подбирали «со смыслом, по списку», чтобы они имели просветительное значение. Уже в 1710 году в Летнем саду было около тридцати статуй. К 1728 году их насчитывалось более ста.
Сегодня в Летнем саду расположены семьдесят девять скульптур. Прежде всего, это портреты римских императоров, представленных в мраморе: Августа, Траяна, Нерона, Клавдия, а также бюсты Александра Македонского и Юлия Цезаря. В Летнем саду имеется большое количество аллегорических скульптур: Беллона, Слава, Минерва, Флора, Аврора, Архитектура, Аполлон и другие. В свое время Петр I приобрел для Летнего сада римскую копию древнегреческой статуи Венеры, датированную III веком до нашей эры. Потом ее убрали в Таврический дворец (отсюда ее название – Венера Таврическая), а с 1950 года статуя находится в Государственном Эрмитаже. Обращает на себя внимание аллегорическая скульптурная группа «Мир и Изобилие» работы мастера П. Баратты, расположенная неподалеку от решетки Летнего сада.
Фигура юной женщины с рогом изобилия в ее левой руке символизирует Россию, а опрокинутый факел в правой руке – знак окончания Северной войны. Мир символизирует статуя Победы с пальмовой ветвью. Своей ногой она попирает поверженного льва, изображающего побежденную Швецию. У Лебяжьей канавки примечательна скульптурная группа «Амур и Психея» работы неизвестного мастера. Прекрасная Психея (Психея означает душа), по древнеримской мифологии, была женой бога любви Амура. Ей было запрещено видеть лицо своего супруга, поэтому они встречались лишь в темноте. Но злые сестры внушили Психее, что Амур – отвратительное чудовище. Ночью она зажгла светильник, чтобы увидеть лицо супруга и поразить его ударом кинжала. Но, увидев прекрасного юношу, она страстно в него влюбилась. Тем не менее, запрет был нарушен – Психее не суждено больше увидеть любимого.
Сегодняшнее размещение скульптур в Летнем саду отличается от первоначального. Нынешнее расположение установилось в конце XIX века, когда многие скульптуры, к сожалению, уже были утрачены. В наши дни, у южных ворот Летнего сада можно увидеть огромную порфировую вазу – подарок шведского короля Николаю I. Эльфдальская ваза была установлена здесь в 1838 году. В 1855 году в Летнем саду установили памятник Ивану Андреевичу Крылову работы выдающегося скульптора П.К. Клодта.
Комментарии