Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Санкт-Петербургский государственный Академический театр Балета под руководством Бориса Эйфмана

Театр обязан своим появлением, развитием и популярностью своему бессменному руководителю, хореографу, новатору балетного искусства Борису Эйфману.

Театр стал своеобразной художественной и практической лабораторией для создания и оформления собственного авторского стиля. Б. Эйфман сформировал в театре балетную труппу исключительного уровня виртуозности и балетного мастерства. Высокая сложность хореографии Б. Эйфмана предъявляет повышенные требования к физической подготовке танцоров, практически как в профессиональном спорте, при этом во главу угла ставится театральный артистизм и способность передать зрителям духовный замысел автора. В театре живет «добровольная монархия», но актеры и балетмейстер связаны единой нитью в  напряженной работе над реализацией настоящего балетного искусства.

Б. Эйфман, создавая балеты, свободно комбинирует текст и музыку, выбирая в соавторы таких мастеров, как Ф.М. Достоевского, Э. Золя, М.А. Булгакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Р. Штрауса, С.В. Рахманинова, А. Шнитке.

С 1970 по 1977 г. он - хореограф Академии русского балета им. А.Я.Вагановой, где осуществил постановки «Жизни навстречу», «Души прекрасные порывы», «Русская симфония», «Фантазия», «Прерванная песня».

В 1975 году состоялась премьера его балета «Жар-птица» на музыку И.Стравинского на сцене Кировского театра (ныне Мариинский).

В 1977 году молодой, но уже известный хореограф, создает свой Ленинградский Новый балетный театр. Театр родился, не имея ни своей сцены, ни постоянного помещения для репетиций. Он был подчеркнуто авторский, что было уникально для того времени. Первые постановки, такие, как «Двухголосие» с Аллой Осипенко и Джоном Марковским, балет «Бумеранг», на музыку группы «Pink Floyd» принесли балетмейстеру Б. Эйфману славу «хореографического диссидента». За годы существования он вместе с театром неоднократно объездил с гастролями всю страну, что было продиктовано жесткой финансовой необходимостью и возможностью рассчитывать только на свои силы.

В творческой биографии Б.Эйфмана и его театра более 40 постановок различного театрального жанра. Это камерные балеты («Автографы», «Метаморфозы»), балеты-буфф («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Интриги любви»), балеты-притчи («Легенда»), балеты-сказки («Жар-птица», «Пиноккио»).

 Многие балеты поставлены на темы классических произведений: «Идиот» (по роману Достоевского), «Поединок» (по повести Куприна), «Мастер и Маргарита» (по роману Булгакова), «Тереза Ракен» (по роману Золя).

Мировое признание получили спектакли: «Реквием», «Чайковский», «Дон Кихот, или Фантазии безумца», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Мой Иерусалим», «Русский Гамлет», «Дон Жуан и Мольер».

Сейчас театр балета под руководством Б. Эйфмана, всемирно известен и пользуется заслуженным успехом в нашей стране и за рубежом. Однако даже сейчас театр вынужден гастролировать минимум полгода для своего жизнеобеспечения. Получив лишь помещение для репетиций, театр почти тридцать лет ждет своей театральной сцены. В мечтах Б. Эйфмана создание Дворца Танца, как уникального учебно-театрального комплекса, объединившего под своей крышей вместе с труппой Эйфмана труппу «романтического русского балета XIX века» и труппу «авангардной хореографии XXI века». Воплощение этой идеи внесет свежую струю в творческое развитие современного мирового балета.