Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Дорога жизни. Часть I

001  1942 С падением 8 сентября 1941 г. Шлиссельбурга кольцо вражеского окружения замкнулось - Ленинград оказался блокированным с суши по реке Неве до побережья Финского залива. На Карельском перешейке (на старой границе СССР до Финской войны) стояли финские войска, готовые броситься на город с севера. Таким образом, сообщение с Большой землей могло теперь осуществляться только водным путем через Ладожское озеро и по воздуху. На суше, правда, существовал коридор на Карельском перешейке, но там немецкие и финские войска разделяло всего 65 км.

Ситуация усугублялась еще и тем, что в то же время (08.09.14) немцы разбомбили Бадаевские склады, на которых был сосредоточен основной запас продовольствия Ленинграда. Над осажденными нависла реальная угроза голода - провизии оставалось не более чем на 2-3 недели, а жителей на этот момент в городе - около 2 млн. человек.

Решение об организации централизованного снабжения Ленинграда продовольствием, топливом, грузами по Ладожскому озеру было принято 09.09.41. Планировалось, что перевозки будут осуществляться из близлежащих восточных областей (Ярославской, Вологодской) посуху с перевалкой на водных пристанях для конечной доставки грузов уже по воде. Железная и шоссейная дороги, соединяющие Ленинград с западным берегом Ладоги, в этом коридоре имелись, однако отсутствовали причалы и пристани (не считая обветшалой эстакады в бухте Осиновец и небольших причальных стенок в бухте Гольсмана), поскольку в мирное время судоходство в этом районе не велось.

Срочно направлены силы на строительство причалов и портовых сооружений. И первые водные перевозки начинаются уже с 12.09.41 по маршруту: Гостинополье - Новая Ладога - Осиновец. По железной дороге грузы доставляются через Вологду, Череповец и Тихвин до Волхова, где переваливаются на водную пристань Гостинополье.
12.09.41 г. к Осиновцу были отбуксированы первые две баржи с зерном. 08.11.41 немцами был захвачен Тихвин - железнодорожное сообщение через него стало невозможным.

Сообщение с Большой землей по воде осуществляется мучительно трудно, особенно в первое время, когда не были достроены причалы и защищены бухты. Объемы перевозок были недостаточны, да и речной флот оказался неприспособленным к плаванию по бурному и капризному озеру. Случалось, что и без попадания снарядов баржи разбивало или выбрасывало обратно на берег вопреки усилиям буксироводителей. Причина - в особенностях Ладожского озера, за которым издавна сохранялась дурная слава.

Буксир ведёт по Ладоге баржу . Сентябрь 1942

Суда тонули даже в южной, мелководной его части: волна тут хоть и ниже, чем сверху, но злее и короче, волнение беспорядочно: возникает так называемая толчея, с которой очень трудно справляться небольшим речным судам. (Не случайно еще при Петре I на южном берегу Ладоги построили обводный канал. А когда он обмелел, прорыли еще один - со шлюзами. Каналы действовали, но в описываемый период в тех местах хозяйничали немцы, поэтому иного пути на Большую землю, кроме как через Ладогу, которую речники не любили и знали плохо, не было). 

Текст подготовила Анна Тирле