Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Парадные подъезды Зимнего Дворца

Зимний Дворец, в настоящий момент являющийся крупнейшей частью музейного комплекса «Эрмитажа», без преувеличения можно назвать одним из главных символов Санкт-Петербурга. Каждый турист, приезжающий в город на Неве, считает своим долгом пройтись по Дворцовой площади, полюбоваться на Александрийскую колонну, увидеть Зимний Дворец и, отстояв длинную очередь, посетить «Эрмитаж». В этом месте примечательно все: история, внешний вид, анфилады залов, галереи, лестницы и даже подъезды, на значении которых стоит остановиться отдельно.

История Зимнего Дворца

Нынешний Зимний Дворец – пятая по счету из располагавшихся в Санкт-Петербурге зимних резиденций императорской семьи, начиная от двухэтажного деревянного домика Петра I и заканчивая великолепным трехэтажным зданием до 1905 года считавшимся самым высоким жилым сооружением в городе.

Возведение Зимнего Дворца в том виде, в котором его можно увидеть в наши дни, началось в 1754 году по приказу Императрицы Елизаветы Петровны. Руководил работами уже широко известный на тот момент архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, на счету которого было много выдающихся проектов, включая Большой Петергофский Дворец.

Зимний Дворец Анны Иоанновны, ранее находившийся на этом месте, был практически полностью разобран, так как вносимых в него изменений и дополнений было уже недостаточно, что бы удовлетворить растущие потребности двора. До окончания строительства в 1762 году сама Елизавета Петровна не дожила, скончавшись годом ранее. Работу был вынужден принимать ее наследник – Петр III, после свержения которого, обустройством дворца занялась его супруга Екатерина II.

Примечательно, что привычную расцветку Зимний Дворец приобрел только в середине XX веке. Изначально он был светло-желтого, песчаного цвета, повторяя архитектурные решения Версаля и других знаменитых дворцов того времени. Впоследствии его перекрашивали в охру, терракотовый, кирпичный и даже красный, сохраняя, тем не менее, общую стилистику неизменной. В 1927 году дворец едва не приобрел серо-коричневую гамму. Решение покрыть стены краской, имеющей изумрудный оттенок, было принято в 1947 году, после этого при обновлении фасадов использовались исключительно различные оттенки зеленого.

Даже когда отделка дворца была полностью завершена, строительные работы время от времени возобновлялись: сооружались новые галереи и залы, расширялись и видоизменялись имеющиеся, возводились дополнительные пристройки. Так, за время правления Екатерины II к Зимнему Дворцу был пристроен Малый Эрмитаж, который должен был вместить ее коллекцию картин и произведений искусства, затем Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр, разбит зимний сад с экзотическими растениями, статуями и фонтанами. Помимо главного придворного собора Спаса Нерукотворного, которым пользовались в торжественных случаях, в 1768 году во дворце была организована Малая придворная церковь Сретения Господня для повседневных служб.

Каждый новый владелец дворца стремился внести в него свои изменения, от небольших нововведений в интерьере, до глобальных перепланировок. Таким образом, в разное время появились: деревянная колокольня, телеграфная вышка, портретная галерея, посвященная победе над Наполеоном в войне 1812 года, многочисленные анфилады и залы. Над обликом Зимнего Дворца трудились известнейшие архитекторы Петербурга: Джакомо Кваренги, Карл Росси, В.П. Стасов, Огюст Монферран.

После грандиозного пожара 1837 года большую часть интерьеров дворца пришлось воссоздавать заново, при этом многое, включая северный фасад, было существенно видоизменено, первоначальный стиль елизаветинского барокко, считавшийся в XIX веке пошлым и вычурным, был приближен к популярному в то время классицизму, во внутренней отделке царила эклектика. В таком виде, практически без изменений, дворец просуществовал до революции.

После 1917 года в Зимнем Дворце был открыт Музей Революции, а затем Музей Ленинского Комсомола, под цели которого в 30-х годах XX века активно перестраивались покои и залы. Кроме музеев, помещения дворца постоянно занимали, сменяя друг друга, различные комитеты и учреждения, так на третьем этаже находилась колония беспризорников, а на втором - штаб Октябрьских и Первомайских торжеств. В залах показывали кино, играли спектакли и даже собирались на митинги. Последние изменения в планировку дворца вносились в 1946 году, после этого здание насчитывала 1084 комнаты, 1945 окон, 1786 дверей и 117 лестниц, включая потайные.

Подъезды Зимнего Дворца

Первоначально у Зимнего Дворца было семь различных подъездов, но до настоящего времени уцелели не все. Три подъезда располагались со стороны северного фасада, обращенного на Неву (на Дворцовой набережной), два – со стороны южного фасада, смотрящего на Дворцовую площадь, один – со стороны западного фасада, расположенного лицом к Адмиралтейству, и еще одни в Большом дворе.

«Салтыковский», «Детский», «Собственный», «Иорданский», «Министерский», «Комендантский» и «Ее Величества» - у каждого из них было свое собственное предназначение, и пользоваться ими могли исключительно люди определенного статуса. Перед проведением любого мероприятия, предполагавшего посещение Зимнего Дворца большим количеством людей, обязательно составлялся специальный документ, в котором подробно расписывалось, каким именно подъездом должен воспользоваться тот или иной приглашенный. На протяжении истории дворца подъезды периодически меняли свои наименования, при этом часть из них носила стихийный характер, и, по иронии, именно они приживались чаще всего. Например, «Иорданский» подъезд изначально назывался «Посольским», а подъезд «Ее Величества» в разные периоды называли «Павловским» и «Театральным».

Помимо основных парадных подъездов в Зимнем Дворце имелось огромное количество хозяйственных входов различного назначения и тамбуров, ведущих, например, в дворцовые бани. К сожалению, многие из этих ходов не были сохранены во время перепланировок в 20-х годах XX века.

«Иорданский» подъезд

«Иорданский» подъезд находится в самом центре фасада, выходящего на Дворцовую набережную. Изначально он назывался «Посольским», но впоследствии получил свое новое название благодаря тому, что во время Крещения Император, его семья и свита выходили через него на лед Невы, где была в честь праздника специально вырублена прорубь – «иордань», именуемая так в память об Иоанне Крестителе, совершавшем свой обряд в реке Иордан.

В остальное время этим подъездом пользовались высшие гражданские чины (первые четыре класса «Табели о рангах», то есть не ниже действительного статского советника). Из «Иорданского» подъезда посетители попадали в одноименную галерею, которая вела к лестнице, также переименованной из «Посольской» в «Иорданскую».

После пожара 1837 года и лестница и подъезд претерпели существенные изменения. Полукруглые фронтоны стали треугольными, появились колонны, поддерживающие балки. Изначальная деревянная лестница, полностью утраченная при пожаре, была воссоздана из белого мрамора, появились колонны из серого гранита, балюстрада и алебастровые статуи, установленные на кронштейнах.

В советские годы этот вход во дворец называли Экскурсионным, чтобы изжить отсылки к христианскому обряду. Но это название не прижилось.

«Детский» подъезд

Этот подъезд так же располагался со стороны Невы и предназначался для выхода членов императорской семьи из личных комнат. Свое название он получил в 40-х годах XIX века, когда на первом этаже северо-западного ризолита от «Детского» до «Иорданского» подъезда располагались комнаты дочерей Императора Николая I. Впоследствии на том же месте поселили детей Николая II.

«Детский» подъезд гораздо менее заметен, чем «Иорданский» и представлял собой проходной тамбур с тремя дверями. Предназначался он исключительно для выхода из личных покоев на Дворцовую набережную. Во время реконструкции 1920-х годов подъезд был заложен и до наших дней не сохранился.

«Собственный» подъезд

 

«Собственный» подъезд, как и «Детский» предназначался для выхода членов императорской семьи на Дворцовую набережную. Расположен он также со стороны северного фасада ближе к Адмиралтейству. Высочайшим гостям, покои которых располагались в первой и второй запасных половинах, также дозволялось пользоваться этим входом. От подъезда на второй этаж в северо-западную часть дворца, где и находились покои императорской четы, вела «Собственная» лестница, так же именовавшаяся «Зеленой» (из-за цвета отделки).

Во время реконструкции Зимнего Дворца в 20-х годах XX века «Собственный» подъезд был заложен, так как архитекторы посчитали, что он не вписывается в общую концепцию дворца.

«Министерский» подъезд

К кабинетам чиновников Министерства Императорского двора, расположенным на втором этаже северо-восточного ризолита, ведет Круглая лестница, начинающаяся от «Министерского» подъезда. Это еще один небольшой служебный подъезд, обращенный к Неве, помимо прочего, через него можно было попасть в квартиры министра двора, также располагавшиеся на втором этаже.

«Салтыковский» подъезд

Подъезд был назван в честь Николая Ивановича Салтыкова, являвшегося воспитателем детей Великого Князя Павла Петровича. В 1773 году Салтыкову были выделены покои на третьем этаже в западной части дворца, после чего лестница, ведущая к ним и сам подъезд стали именоваться «Салтыковскими». Открывался это вход исключительно для Великих Князей.

Это главный подъезд западного фасада, обращенного к Адмиралтейству. Сейчас здесь расположен сквер с фонтаном, а ранее находилась разводная площадка, на которой проходили смотры войск, при посещении которых император выходил именно через «Салтыковский» подъезд, по этой причине так же именуемый подъездом «Его Императорского Величества».

Подъезд «Ее Императорского Величества»

Именно через этот вход в октябре 1917 года красногвардейцы проникли в Зимний Дворец, поэтому его также принято называть «Октябрьским», также как и лестницу, по которой революционеры поднимались на второй этаж. Это один из двух подъездов, выходящих на Дворцовую площадь. Ко входу в трехарочный крытый павильон, защищавший гостей от капризов погоды, ведет пандус, по которому кареты могли заезжать наверх.

Находится этот вход с западной стороны и в свое время вел непосредственно в покои императрицы. Здесь же когда-то располагались комнаты Павла I, и в этот период подъезд начал именоваться «Павловским». Ранее в этой же части дворца находился домашний театр, устроенный еще Екатериной II, так что подъезд «Ее Величества» назвали также и «Театральным».

«Комендантский» подъезд

На южном фасаде Зимнего Дворца, обращенном к Дворцовой площади, ближе к Миллионной улице расположен еще один вход, названный «Комендантским» подъездом, так как здесь на первом этаже жил «майор от ворот» - комендант дворца. Помимо прочего этот подъезд был открыт для высших военных чинов.

Над «Комендантским» подъездом располагались застекленные балкончики (эркеры), так называемые «фонарики», которых не было в первоначальном проекте Растрелли. Именно с одного из этих эркеров Екатерина II после свержения Петра III произносила свою речь перед гвардейцами, собравшимися на площади.

Во время реконструкции эркеры были разобраны и до наших дней, к сожалению, не сохранились.

Кроме перечисленных, после восстановительных работ, устранявших последствия пожара 1837 года, по проекту архитектора Стасова в Большом дворе Зимнего Дворца появился еще один парадный подъезд – «Посольский». Сейчас именно через него туристы проходят внутрь дворца.

В заключение

Зимний Дворец – не просто символ Санкт-Петербурга, как культурной столицы, и не только одна из составляющих эрмитажного музейного комплекса. Это неотъемлемая часть истории не только города, но и страны. Каждый зал, галерея или лестница в этом здании были свидетелями событий, менявших облик государства, и парадные подъезды – не исключение. Они были своего рода фоном прошедшей эпохи и готовы поведать свою историю.