Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Строительство буддийского храма

На Приморском проспекте рядом с Большой Невкой находится одно из самых удивительных зданий Петербурга - буддийский храм. И хотя в Петербурге всегда существовали иноверческие храмы, история появления этого, самого северного в мире буддийского храма была далеко не простой.

Политические интересы России требовали усиления ее влияния в восточных и южных районах страны, где исповедовали буддизм, а также на Тибете. Вместе с этим, тибетский далай-лама активно стремился приобрести покровительство российского царя, зная, насколько терпимо российская власть относится к представителям различных религий.

В 1900 году в Петербург прибыл представитель тринадцатого далай-ламы Агван Доржиев, который стал посредником между столицей Тибета Лхасой и Петербургом. Его дипломатическая деятельность в столице Росси была достаточно успешной, в частности, его даже принял Николай II. В 1908 году Доржиев подал в Министерство иностранных дел ходатайство о строительстве в Петербурге буддийского храма. Это ходатайство активно поддержали столичные ученые-востоковеды, и власти, несмотря на то, что опасались усиления влияния буддизма, дали разрешение на строительство.  

Доржиев приобрел участок земли в Старой Деревне, и в 1909 году здесь началось строительные работы. По инициативе того же Доржиева был создан комитет по сооружению храма, в него вошли самые влиятельные ученые-востоковеды России, среди которых были В. Радлов, Ф. Щербатский, С. Ольденбург, художник Н. Рерих, архитектор Г. Барановский. Доржиев замыслил строительство не просто храма, а целого комплекса, который бы стал фактически столичным подворьем буддийских монастырей, однако власти не дали на это разрешения. Автором проекта храма стал молодой гражданский инженер Н. Березовский, его замысел развил уже известный в Петербурге архитектор Г. Барановский. По некоторым сведениям активным соавтором архитекторов был сам А. Доржиев. Первое торжественное богослужение в честь 300-летнего юбилея Дома Романовых состоялось здесь уже в феврале 1913 года, при этом современники вспоминали, что в богослужении участвовали многие представители власти, храм был украшен русскими государственными флагами и флагами Тибета. Однако внутренняя отделка храма продолжалась еще почти два года, и официальное его освящение состоялось лишь в августе 1915 года, при этом предполагалось, что более пышные торжества пройдут здесь после окончания войны.

В облике буддийского храма органично соединились элементы традиционной культовой тибетской архитектуры и типичные черты модерна. Здание имеет четыре этажа, при этом его основной объем сужается кверху, образуя усеченную пирамиду. Вход в храм традиционно находится с южной стороны и оформлен в виде многоцветного портика с колоннами, внутри храма, прямо напротив входа, расположена алтарная часть, здесь была установлена большая статуя Будды. Интерьер храма оформлен в соответствии с традициями буддийской культовой архитектуры.

Уже через несколько лет после открытия, в 1919 году, когда новые власти распорядились разместить здесь воинскую часть, храм пережил настоящий разгром. Доржиев сумел восстановить его, но ненадолго - в 1937 году ламы, служившие здесь, а затем и сам Доржиев были арестованы, а храм, согласно официальным данным, был предан в государственный фонд. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время здесь находилась радиостанция, и только в 60-х годах здание передали Академии Наук, а в 1981 - Музею истории религии и атеизма.
Сегодня храм снова передан буддийской общине Петербурга, с 1991 года здесь проводятся регулярные службы.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века. СПб., 2000