Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Троицкий мост

Троицкий мост, соединяющий центр Петербурга и Петроградскую сторону, расположен в непосредственной близости от Петропавловской крепости, и по праву считается одним из самых красивейших мостов города. На Петровской набережной, сразу же за Троицким мостом, открывается большая Троицкая площадь, на которой до начала 19 века располагался Санкт-Петербургский морской порт. Если смотреть дальше, то по оси моста уходит, пересекая два острова (Аптекарский и Петроградский (Городской)), один из самых уютных проспектов Питера - Каменноостровский. Почти сразу же, после основания города, участки земли вокруг Троицкой площади начали застраиваться приближенными Петра I. Со временем здесь начали появляться первые богатые дома, и именно здесь, на этой площади, была организована первая городская аптека, выстроена первая в России гимназия. Также здесь располагались первоначальные здания Синода и Сената, первый городской рынок, первый Гостиный двор и 12 петровских коллегий (министерств).

Troickii most

Символично, что день рождения моста совпадает с днем рождения Санкт-Петербурга, но с двухсотлетней разницей. Предшественником Троицкого моста был наплавной (плашкоутный) мост, который со временем перестал отвечать всем требованиям современной городской жизни. Необходимость нового, надежного моста, стала очевидна в середине 19 века, но лишь к концу столетия, в 1890 году, было принято решение о его строительстве, а по прошествии еще двух лет, был объявлен конкурс на самый лучший проект будущего сооружения.

troitskij most2

В конкурсе приняли участие самые известные инженеры и архитекторы со всего мира, ведь строительство моста в столице Российской Империи, делом было непростым и неординарным. Первую премию, размером в 6000 царских рублей, что по тем временам было суммой не малой, получил проект французского инженера А.Г. Эйфеля, автора всемирно известной Эйфелевой башни, которая была возведена за два года до этого. Возможно, что в Петербурге появился бы Эйфелев мост, однако в дело вмешалась также французская фирма "Батиньоль", которая предложила свой внеконкурсный проект моста, более экономичный и изящный.

troitskij most3

В этом проекте предусматривалось использование консольно-арочной системы  конструкции, что позволяло намного уменьшить массу речных устоев и облегчить металлические мостовые строения. К слову сказать, преимущества консольно-арочной системы, а также ее точные расчеты, были выявлены русским инженером  Г. С. Семиколенновым в 1971 году. Однако, незапатентованное вовремя изобретение, позволило фирме "Батиньоль" использовать и применять его в своей практике. В 1896 году был проведен повторный конкурс, с целью определить окончательного победителя, вследствие чего, в феврале 1897 года городской Думой было принято решение отдать предпочтение фирме "Батиньоль". При торжественной закладке моста 12 августа 1897 года  присутствовали самые высокопоставленные лица России, сам российский император Николай II и президент Франции Феликс Фор, которые положили по монете в основание моста. Празднование закладки проходило у памятника Суворову, где были расположены трибуны для официальных гостей и публики, а также и шатёр императора. Нельзя не отметить, что со строительством Троицкого моста был сделан важнейший политический шаг навстречу Франции.

troitskij most4

 

Начавшееся строительство моста курировал уполномоченный представитель фирмы "Батиньоль" в Санкт-Петербурге Жан Ландо (он же Иван Августович Ландау), который в 1896 году переехал в Питер, вместе со своей семьей и проживал на Гагаринской улице. В мае 1898 года была создана Исполнительная комиссия Городской Думы, призванная осуществлять контроль над всем процессом строительства объекта. Председателем комиссии был назначен генерал-лейтенант А. И. Глуховский. Академия Художеств Санкт-Петербурга взяла на себя труд проведения художественной экспертизы проекта.

В ходе строительства, земляная дамба у правого берега, которую поначалу хотели сохранить, была сочтена неуместной в общем пейзаже нового стального моста, и в 1900 году Николаем II был подписан проект новой, трехпролетной каменной дамбы, длиной в 80 метров. Авторами проекта стали инженеры В. П. Апышков и  Г. Г. Кривошеин. Немного ранее, в  1899 году было принято решение облицевать гранитом весь правый берег, тем самым создавая новую набережную и эстакаду. Художественным оформлением моста занимались В. Шаброль и Рене Август Патуийар, которые за свою талантливую работу получили орден Почетного легиона.   

troitskij most5            

Торжественное открытие моста произошло 27 мая 1903 года, как раз в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Поистине, в день своего рождения, город получил замечательный подарок – новую переправу, названную газетами парижской или французской красавицей.  Праздничное событие это, было отмечено, как и подобает  торжественным орудийным салютом, и не менее торжественным крестным ходом. 

Сам император Николай II осуществил первую тожественную разводку выстроенного моста. Сделать это, Николай II смог при помощи электрической кнопки, которая и привела в действие мощные электромоторы разводного пролета. К слову сказать, разводная часть моста, до ее реконструкции, была неподъемной, а поворотной. Пролетное строение при разводке вращалось на вертикальной оси в горизонтальной плоскости по кругу катания на роликах, и открывало два судоходных прохода, шириной всего по 23 метра. Со временем мост пришлось подвергнуть реконструкции, так как увеличившаяся грузоподъемность судов и их размеры, стала мешать их свободному прохождению по Неве.

 

Реконструкция коснулась лишь разводной части моста, тогда как  художественное его оформление было сохранено в первоначальном своем виде. На сегодняшний день, после замены в 1967 году двукрылого разводного пролета на однокрылый, Троицкий мост стал обладать подъемной частью, пролет которой равен приблизительно 100 метров. Общая длина моста достигает 582 метра, ширина - 24 метра. Он украшен прекрасными фонарями облегченной формы, огражден изящными решетками в стиле модерн и облицован гранитом. Общий силуэт моста отличается правильными пропорциями и архитектурной простотой.

В послереволюционный период мост был переименован из Троицкого в мост Равенства, а в декабре 1934, после убийства С.М. Кирова, стал называться Кировским. Двухглавые орлы, украшавшие верхушки обелисков, были сменены на пятиконечные звезды. Оригинальные памятные доски с текстами о закладке моста и с именами его авторов и строителей, расположенные на обелисках, были сняты в 1950-х годах. Вместо них появились новые, говорившие о переименовании моста в память о С. М. Кирове. Так, вплоть до перестройки, мост просуществовал с эти именем. Затем, стараниями ранних демократов Ельцинского периода, в 1991 году мосту было возвращено его историческое название, и он вновь стал Троицким, а в 1994 году на обелиски вернулись и оригинальные доски.

Текст подготовила Анжелика Лихачева