Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Павловский дворец, Павловск

Павловский дворец стоит на высоком берегу Славянки. Дворец строился по проекту архитектора Камерона, и первоначально состоял из центрального трехэтажного корпуса и симметрично расположенных боковых полутораэтажных флигелей служебного назначения. Флигели соединялись с центральным корпусом полукруглыми открытыми одноэтажными галереями-переходами, украшенными колоннами. Таким образом, перед главным фасадом дворца образовывался небольшой парадный двор, к которому вела великолепная Тройная липовая аллея.

На первом этаже центрального корпуса находились жилые комнаты, на втором этаже размещались парадные покои, а третий этаж был занят полуслужебными помещениями. В боковые флигелях располагались кладовые, кухни, комнаты для прислуги и прочие хозяйственные службы.

Интерьеры дворца были также разработаны Камероном, и создавались под его руководством. В их отделке архитектором использовались античные мотивы в сочетании с элементами барокко. В оформлении дворцовых интерьеров применялись как мраморные античные фрагменты и слепки с них (вазы, статуи, росписи по мотивам древней мифологии), так и новые материалы: стекло с бронзой, как белое, так и цветное, красочные вставки из искусственных и естественных мраморов и уральских самоцветов. Чувство меры и безупречный вкус позволяли Камерону создавать художественно цельные интерьеры, радовавшие глаз благородной сдержанностью.

При Павле I на смену Камерону пришел другой архитектор. Став императором, Павел захотел придать своей резиденции большую парадность и торжественность, и пригласил в Павловск архитектора, который в максимальной степени мог выполнить его требования – Винченцо Бренну.

Бренна активно взялся за переустройство дворцово-паркового комплекса, работы шли полным ходом – сооружались новые павильоны, углублялись и расчищались пруды, возводились мосты, высаживались доставленные издалека цветы, кустарники, деревья, осваивались еще недавно дикие участки.

Сам дворец подвергся весьма серьезным переделкам – были надстроены и значительно расширены боковые корпуса, к южному из них был пристроен Церковный флигель. Галереи между центральным и боковыми корпусами были расширены и из одноэтажных превращены в двухэтажные. Появились два новых изогнутых крыла, продолжившие полукруг старых галерей, которые почти замкнули парадный плац перед дворцом, что сразу изменило его облик, превратив из приветливо раскрытой навстречу парку площадки в почти закрытое, обособленное пространство.

Внутреннее устройство дворца также было весьма сильно изменено. Бренна перепланировал его и создал много новых помещений, к примеру, Кавалерский и Большой залы, Картинную галерею, Дворцовую церковь, Камердинерскую и многие другие комнаты. Также он завершил художественное оформление двух залов дворца, задуманных еще его предшественником – Итальянского и Греческого.

После Бренны над интерьерами Павловского дворца работали такие выдающиеся мастера, как Джакомо Кваренги, Андрей Воронихина (который восстановил здание дворца и большую часть дворцовых помещений после пожара 1803 года) и Карл России.