Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Портретная галерея Гатчинского дворца, Гатчинский дворец, Гатчина

В основу портретной галереи Гатчинского дворца легла замечательная коллекция живописи, некогда принадлежавшая его первому владельцу графу Орлову. В коллекции насчитывалось до 400 полотен, большая часть которых была создана западноевропейскими художниками. Среди них были работы таких известных мастеров живописи, как Лотто, Тинторетто и Пуссен.

Первоначально коллекция живописи, вместе с прочими коллекциями графа Орлова, который помимо картин собирал также монеты, медали и оружие, хранилась в так называемом Штегельмановском доме на Мойке.

Позже, после того, как были достроены Мраморный и Гатчинский дворцы, живописная коллекция была разделена на две части и перенесена в них. Портреты, оказавшиеся в Гатчине, легли в основу крупнейшего в нашей стране собрания, насчитывающего несколько тысяч полотен.

Большая часть портретов, составляющих коллекцию, была подарена Орлову Екатериной II, что-то он, вероятно, приобретал сам. В числе «императорских» подарков были прижизненные портреты семьи Меншикова, так называемая Преображенская серия, портреты шутов Анны Иоанновны, многочисленные работы П. Ротари, и многое другое.

Следующим после Григория Орлова владельцем Гатчины стал великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. При нем живописная коллекция продолжала пополняться, но уже в соответствии со вкусами нового хозяина. В личных комнатах императора висели портреты его кумиров – Петра Великого работы Ф. Жувене, Петра III кисти К. Головачевского, и Генриха IV Ф. Поурбюса.

В начале 19 века Гатчинское собрание живописи обогатилось еще пятьюдесятью произведениями, поступившими в Гатчину по приказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Среди них были: портреты великой княгини Марии Федоровны и великого князя Павла Петровича работы П. Батони, заказанные художнику во время пребывания великокняжеской четы в Риме (1782); портрет Павла Петровича написанный А.П. Лосенко; а также портреты дочерей Павла I кисти И.Б. Лампи Старшего, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского.

После смерти Марии Федоровны в Гатчину были отправлены все принадлежавшие ей фамильные портреты и миниатюры, которые она завещала своему сыну, будущему императору Николаю I. Так, по воле покойной императрицы, в Гатчинской коллекции оказались работы О.А. Кипренского, И.Б. Лампи Старшего, И.Ф. Тишбейна, Ф.Г. Фюгера и А.Ф. Лагрене, и многих других.

В дальнейшем коллекция портретов в Гатчинском дворце пополнялась работами, поступившими из кладовых Эрмитажа, Аничкова и Таврического дворцов, Английского дворца в Петергофе и Конюшенного музея. В залах и коридорах Гатчинского дворца появлялись портреты русских полководцев, министров и известных государственных деятелей, начиная от времен Петра I, портреты русских и иностранных государей и представителей императорских фамилий и т.д.

К моменту восхождения на российский престол Александра II гатчинская коллекция уже превратилась в самое крупное дворцовое собрание портретов в стране. За период его правления она обогатилась работами таких выдающихся мастеров, как В.К. Боровиковский, С. Тончи, П. Ротари, Г. Фюгер, Г. Неллер, Д. Доу, Д.Г. Левицкий, И.Н. Никитин, Л. Каравака и т.д.

Последними владельцами Гатчинского дворца были Александр III и Мария Федоровна, при них в коллекцию поступили портреты работы К.В. Лемоха, И.К. Макарова и П.В. Жуковского.

В 20 веке состав гатчинской коллекции портретов претерпел значительные изменения. В 1920-1929 годах была передана в Русский музей «Преображенская серия» и ряд других наиболее ценных произведений из гатчинской коллекции. В то же самое время из Государственного музейного фонда, Эрмитажа и других учреждений в Гатчинский дворец-музей поступило около 1000 портретов, среди которых были работы М. Шибанова, Г.К. Преннера, Э. Виже-Лебрен, Ж.Л. Монье, Д. Доу, О. Верне, К. Штейбена, Т. Неффа, С.К. Зарянко, И.Н. Крамского и других художников.

К 1941 году в гатчинской коллекции портретов было полторы тысячи произведений, она по-прежнему считалась крупнейшей в стране. Однако во время Великой Отечественной Войны гатчинское собрание сократилось на треть – многие полотна погибли во время пожара, многие были вывезены сотрудниками оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг» в феврале 1942 года.  466 портретов, которые вывезли из Гатчины в ходе военных действий, позже были обнаружены в Рижском замке и возвращены в Россию.