Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Сад Венеры и Сад Бахуса, Петергоф – Сады и Парки

Фруктовый сад Венеры был распланирован в 1721-1724 годах. Чтобы защитить его от моря и ветров был возведен земляной вал, к которому примыкала подпорная каменная стена высотой более 3 метров. Стена эта была ритмично разделена контрфорсами на 76 полуциркульных ниш и тянулась на четверть километра. По гребню земляного вала была проложена аллея, с которой можно было одновременно охватить взглядом залив и все три сада Марлинского ансамбля.

Сад Венеры строго геометричен, в плане он представляет собой вытянутый вдоль стены и пруда прямоугольник, разделенный пополам продольной аллеей, и разбитый на шесть частей поперечными дорожками. В западной части сада Венеры, у самой стены, в 18 веке находилась голубятня, а в восточной его части располагался большой трельяжный павильон.

Сад Венеры очень сильно пострадал вол время Великой отечественной войны, его восстановление было завершено только в 1980 году. В то же время была проведена реставрация подпорной стены и возобновлены ведущие на зеленый вал каменные лестницы и окаймляющие их балюстрады.

Сад Бахуса находится слева от дворца Марли, с южной стороны Большого пруда. Его главным украшением является Марлинский каскад и связанный с ним ансамбль из шести фонтанов. Сад Бахуса композиционно перекликается с садом Венеры: оси поперечных дорожек средней части сада Венеры зрительно продолжаются в трех поперечных дорожках сада Бахуса.

Сад Бахуса разделен на две симметричные части широкой средней дорожкой, ориентированной на каскад, каждая из этих частей в свою очередь тоже имеет двухчастное построение. В настоящее время по сторонам центральной дорожки находятся бассейн Менажерного фонтана и две овальные площадки, на каждой из которых установлена мраморная статуя. В 18 веке по сторонам каскада у подножия склона находились трельяжные галереи.

Невидимую границу сада Бахуса отмечают четыре небольших фонтана, которые расставлены на равных расстояниях вдоль аллеи, параллельной берегу пруда. Фонтаны носят общее название «Тритоны с водяными колоколами». Композиция этих фонтанов проста и остроумна. Опираясь плавниками о дно, толстые младенцы-тритоны держат над головами круглые плоские чаши с цилиндрическими колпаками. Струя, выходя из трубочки, вделанной в колпак, встречает на пути заслонку и превращается в водяной колокол. Сливаясь по краям чаши, вода закрывает фигуру тритона прозрачной пеленой в виде второго колокола.

Устройство четырех одинаковых фонтанов, в которых можно использовать воду, поступающую по подземным трубам от Менажерных водометов, было придумано самим Петром I. В 1722 году он приказал поставить в полуовальных нишах туфовые горки, завершенные декоративными вододействующими скульптурами. Через два года Петр поручил М. Земцову и Н. Пино выполнить для этих фонтанов «фабольные» группы. Свинцовые фигуры младенцев-тритонов, создавшие ныне существующую композицию, были использованы только в 1732 году Земцовым и Суалемом. Фигурки эти были отлиты в Англии в 1721 году по рисунку Браунштейна, и предназначались изначально для грота Большого каскада.

В 1912 году бассейны из пудостского камня были заменены гранитными, барочная конфигурация которых точно повторяла первоначальную. Свинцовые фигуры тритонов сохранялись до 1941 года, когда они были похищены оккупантами. В 1954 году они были заменены аналогичными бронзовыми фигурами, исполненными по фотографиям скульптором А. Гуржием. Бронзовые фигуры были поставлены в старые гранитные бассейны.

Миниатюрные, тихо плещущие «Тритоны» с прозрачными водяными колоколами контрастируют с двумя мощными, шумными 15-метровыми столбами воды Менажерных фонтанов.