Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Верхний парк (Ораниенбаум)

Расположенный в пригороде Санкт-Петербурга музей-заповедник «Ораниенбаум» сегодня является единственным историко-архитектурным объектом, совершенно не изменившимся с середины 19-го века. Изрядную часть его занимает Верхний парк (площадь около 160 га). Антонио Ринальди, выступивший главным зодчим парка, уникальным образом соединил в нём захватывающие пейзажные зоны и шедевры архитектуры.

Каменное зало

Другие названия:

  • Новый дворец
  • Маскарадный зал
  • Концертный зал
  • Дворцовая лютеранская кирха

Каменное зало – это небольшой дворец, отличающийся подчеркнуто-простой и лаконичной архитектурой. Построен в середине 18-го века, предположительно под руководством знаменитого Ф.Б. Растрелли.

Находится Новый дворец на краю живописной возвышенности между Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки.

Каменное зало предназначалось для проведения концертов, танцев и праздников Малого Великокняжеского двора (будущих Петра III и Екатерины II). Павильон оборудован сценической площадкой и до сих пор имеет замечательные акустические характеристики для проведения камерных и оперных концертов.

Однако, в дальнейшем дворец претерпел множество преобразований и выполнял уже совершенно другие функции:

  • Сухопутный госпиталь (во время войны 1812 года).
  • Демонтаж боковых флигелей в 1824 году. Здание, изначально имевшее П-образную форму, приобретает свой современный вид.
  • Немецко-лютеранская придворная церковь св.Елены (1847 год).
  • К зданию пристраивается колокольня в 1902 году, расписывается алтарь и значительно изменяется архитектура окон.
  • В 1960-х годах происходит капитальная реконструкция Каменной залы. Под руководством архитектора М.М. Плотникова павильону возвращается его внешний вид 1824 года, исчезает колокольня.

В наши дни Каменное зало выполняет функции концертно-выставочного центра. Здесь работает интерактивный кинотеатр, выставляются скульптурные произведения из исторической коллекции Ораниенбаума.

Кавалерский корпус

Другие названия:

  • кухонный корпус Китайского дворца
  • Придворный корпус

Недалеко от Китайского дворца находится двухэтажное здание Кавалерского корпуса, возведенного под руководством Антонио Ринальди в 1767 году. Во времена Екатерины Великой здесь располагались кухня и комнаты прислуги. Именно с таким утилитарным назначением связан очень скромный, лишенный архитектурных изысков, внешний вид постройки и её периферийное расположение. Впрочем, и в наши дни строгое Ш-образное в плане здание поражает своей гармоничностью и тонким стилем.

Как и другие павильоны Ораниенбаума, Кавалерский корпус за время своего существования находил себе применение в самых разных сферах:

  • В 1807 году, после пристройки второго этажа, в корпусе разместились фрейлины княгини Елены Павловны. Как ни странно, именно тогда здание и получило название «Кавалерский корпус».
  • До 1842 года здесь располагался военный госпиталь.
  • В советское время павильон принадлежал лесному техникуму, затем – Военно-морскому флоту.

Павильон «Китайская кухня»

Другие названия: Фрейлинский павильон.

«Китайская кухня» представляет собой аккуратный крестообразный в плане павильон. Названием он обязан своему антресольному этажу с крышей, слегка напоминающей китайскую пагоду.

Построена «Китайская кухня» была в середине 19-го века по проекту Л.Л.Бонштедта. Основой проекта послужило здание Фрейлинского павильона, выстроенного А.Ринальди почти столетием раньше.

Эта изящно стилизованная постройка отличается весьма эклектичным видом – в ней без труда можно угадать самые яркие черты барокко и классицизма. Она на редкость органично вписывается в живописную атмосферу пруда перед южным фасадом Китайского дворца.

Изначально «Китайская кухня» играла роль собственно кухни, где готовились блюда для Буфетной Китайского дворца. Здание было оборудовано по последнему слову тогдашней техники: две русские печи и две голландские плиты с духовыми, кондитерскими и жаровочными шкафами, «Кофишенская» комната с уникальным английским очагом большого размера и даже ванная с «водяной машиной о трех кранах». При кухне так же имелись каменный ледник для хранения продуктов и винный погреб. Обслуживающий персонал проживал в том же здании – на втором этаже.

Затем назначение и внешний вид постройки не единожды изменялись. В разное время здесь располагались:

  • военный госпиталь,
  • конюшенный корпус,
  • кавалерский и придворный корпусы,
  • коммунальные квартиры.

В наши дни интерьеры и внутренняя отделка «Китайской кухни» не сохранились, за исключением печного стояка с многочисленными дымоходными отверстиями.

Сегодня здесь выставляется часть исторической коллекции музея-заповедника.

Пергола

Пергола – очень модный в садово-парковой архитектуре конца 19-го века вид беседок, увитых зеленью и пригодных для неторопливых прогулок. С итальянского слово ‘’pergola’’ переводится как “навес, укрытие».

Пергола Верхнего парка представляет собой 54 каменных столба высотой по 2,5 метра. Выстроившись вдоль западного берега Китайского пруда, они создают своеобразный коридор, укрытый сверху деревянной решеткой для вьющихся растений. Беседка имеет небольшую мраморную пристань с каменной лестницей, спускающейся к воде.

Временем постройки Перголы считаются 70-е годы XIX века. В период Второй мировой войны она была практически полностью разрушена, но полностью отреставрирована уже к 1949 году.

Сейчас архитектурный ансамбль Перголы дополняют:

  • Бронзовая скульптура «Илионей», являющаяся копией древнегреческого шедевра IV века.
  • Памятный камень с датой «1762» (год постройки Китайского дворца).

Верхний парк Ораниенбаума с его тщательно продуманной композицией и колоритными пейзажами необычайно красив в любое время года. И каждый посетитель находит в его красоте тонкие грани, близкие ему по духу.